SOCAR и «Газпром» начинают новую игру

Российская компания «Газпром» и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) хорошо «спелись» на региональном газовом рынке.

Как передает AZE.az, компании легко договариваются на взаимные поставки природного газа в зависимости от ситуации на рынке, что вполне соответствует их интересам, пишет haqqin.az. Так, в 90-е годы прошлого века, когда Азербайджан испытывал серьезные проблемы с обеспечением населения и промышленности газом, «Газпром», несмотря на доминирующую тогда политическую составляющую, пришел на помощь. SOCAR получала в трудные для себя времена по несколько миллиардов российского газа в год.

Но вскоре ситуация на рынке изменилась, SOCAR нарастила добычу и могла уже сама обеспечивать внутренние потребности в газе страны. А «Газпром» как раз увлекся экспортом своего газа в Европу, и было не до южных своих регионов. И стороны пошли на новую сделку – теперь SOCAR стала поставлять газ в Дагестан и другие соседние регионы в реверсном порядке. В 2009 году «Газпром» и ГНКАР подписали договор купли-продажи азербайджанского газа, поставки по которому начались в 2010 году. В 2012 году было подписано дополнение к действующему контракту. Выгода была обоюдная. SOCAR поставляла избыток своего газа в Россию, за что получала приличные деньги от «Газпрома». Последней, в свою очередь, это тоже было не в тягость, так как от экспорта своего газа она получала куда больше прибыли.

Но вот в последние год-два настал в отношениях двух компаний застойный период, когда у SOCAR уже не было лишнего газа для поставки в Россию, а для «Газпрома» наступили тяжелые времена – экспорт газа стал уменьшаться. И труба, интенсивно работающая то в одном, то в другом направлении, осталась без работы. Но, как выяснилось, ненадолго.

С начала уходящего лета стороны вновь возобновили переговоры. Пару месяцев назад главы SOCAR и «Газпрома» – Ровнаг Абдуллаев и Алексей Миллер в Санкт-Петербурге впервые после долгого перерыва возобновили обсуждения по поставкам уже российского газа в Азербайджан. Тогда речь шла об обеспечении завода AzMeCo в Гарадагском районе. Но вскоре руководство компании AzMeCo само заключило контракт с «Газпромом» на ежегодную поставку 2 млрд газа.

А спустя немного времени в СМИ вновь появилось сообщение о том, что SOCAR и «Газпром» обсудили вопросы взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в энергетической сфере. Речь шла о возобновлении «Газпромом» поставок природного газа в Азербайджан. Было отмечено, что экспорт газа позволит обеспечить растущие потребности Азербайджана в данном энергоносителе.

Но на сей раз глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев заявил, что российская газовая монополия с октября начнет закачку газа в подземные хранилища газа (ПХГ) Азербайджана для хранения и перспективного использования. Мол, у «Газпрома» существует избыток природного газа, и потому решено эти объемы разместить в азербайджанских ПХГ. Он назвал эту операцию «газовым свопом на временной основе», так как этот газ может использоваться для снабжения южных регионов РФ. Поставки российского газа начнутся в следующем месяце в объеме примерно 10 млн кубометров ежесуточно. А в целом речь идет о поставках в объеме еще 2 млрд кубометров газа в год.

Ранее глава SOCAR, говоря о широких возможностях ПХГ Азербайджана, отметил, что проходят обсуждения в связи с содержанием в хранилищах Азербайджана и возвратом обратно зимой собранного летом технического газа Ирана.

«Возможности газовых хранилищ Азербайджана очень широки. После 2008 года мы вложили сюда инвестиции и увеличили вместимость газовых хранилищ от 800 млн кубометров до 3,5 млрд кубометров. Объем этих газовых хранилищ достигает даже 5-6 млрд кубометров. У нас нет необходимости в полном использовании данного объема, однако она есть у Ирана. Поэтому проходят обсуждения в связи с содержанием в хранилищах Азербайджана и возвратом обратно зимой собранного летом технического газа Ирана».

Остается только поблагодарить SOCAR за столь эффективную менеджментскую деятельность в трудный для страны кризисный период . Но вот черви сомнения так и скребут душу, вызывая ряд неприятных вопросов. Возможно, и читатель с нами согласится. Ну зачем, например, AzMeCo 2 млрд кубометров газа в год, если до сих пор компания утверждала, что ее необходимо 600-700 млн кубометров? Не собирается же компания построить за рекордно короткий срок еще один завод, она еще за этот не может расплатиться с кредитами, которых накопилось на сотни миллионов долларов. А других предприятий у компании нет.

Второй вопрос чисто арифметический. Как можно увеличить вместимость ПХГ от 800 млн кубометров до 3,5 млрд кубометров, но при этом говорить, что их объем достигает даже 5-6 млрд кубометров? Чуть ли не двукратная разница в конкретном объеме просто непонятна. Зато такая манипуляция позволяет утверждать, что в них можно разместить и российский, и иранский газ, не говоря уже об азербайджанском. Нам самим ведь тоже нужен определенный запас газа (тоже до 1,5-2 млрд кубометров) на зиму, чтобы пережить холодные месяцы.

И это действительно будет возможно, но если только 6 млрд кубометров – это активный объем ПХГ, а не общий. Пассивный объем – это объем газа, который из ПХГ выкачать невозможно. И если речь идет о полном объеме, то он должен составлять где-то около 2 млрд кубометров, с вычетом которых как раз и остается около 3,5 млрд кубометров. Но в таком случае этот объем с трудом может вместить весь российский и азербайджанский газ, но не иранский.

Хочется отметить и такую деталь. Утверждается, что временные своповые операции по поставкам российского газа в Азербайджан позволят увеличить добычу нефти на блоке месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ).

«За последние годы в Азербайджане активно проводится процесс газификации, и на сегодняшний день ее уровень превышает 90%. Это приводит к росту потребности в газе. Поэтому мы перенаправили те объемы газа, который поставляли в Россию, на внутренний рынок. Газ, добываемый на «Шахдениз», законтрактован для поставок в Грузию и Турцию, и поэтому дополнительных объемов для «Газпрома» у нас не оказалось. В этой связи газовый своп с «Газпромом» позволит нам в дальнейшем обеспечить газоснабжение южных регионов России, проверить наши газохранилища, а также, в случае стабильно высокого уровня закачки в них, снизить объемы отбора попутного газа, добываемого на АЧГ, и в максимальном объеме закачивать его в пласты для повышения уровня добычи нефти на блоке», – сказал Ровнаг Абдуллаев.

Отметим, что сегодня лишь четверть всего газа, добываемого на блоке АЧГ, закачивается обратно в пласт для поддержания давления. Остальная часть попутного газа бесплатно передается азербайджанской стороне, к примеру, в прошлом году ВР передала Госнефтекомпании 2,76 млрд кубометров попутного газа против 2,19 млрд кубометров в 2013 году. Теперь же SOCAR отказывается от такого объема бесплатного газа с целью хранения в своих ПХГ российского газа примерно в таком же объеме, чтобы более 2 млрд кубометров газа закачивать обратно в пласт. Целесообразно ли это?

Получается, что «Газпром» как бы арендует ПХГ у SOCAR. Но доходы от арендной платы никогда не могут быть выше стоимости газа, для которого и нужны арендуемые объемы. То есть на преподнесенном с гордостью газовом свопе  SOCAR только теряет. Правда, неизвестно, насколько добытая путем закачки в скважину попутного газа вместо морской воды нефть окажется эффективнее, и насколько больше нефти при этом можно добыть.

Но, в любом случае, разница не может быть столь существенной, чтобы из-за этого идти на такие потери. А может, SOCAR просто решила воспользоваться трудностями «Газпрома», чтобы часть его газа использовать для внутренних нужд Азербайджана, а свою – экспортировать? Тогда можно будет понять, зачем AzMeCo понадобилось 2 млрд кубометров газа вместо 700 млн. Тем более что доказанные запасы газа SOCAR сильно истощаются, только в прошлом году они составили 54,96 млрд кубометров против 61,15 млрд кубометров в 2013 году. Надо же помочь коллеге – рука руку моет.