Армянская «противовоздушная ловушка» для Москвы

Будет ли объединенная система ПВО «прикрывать небо» над оккупированными территориями Азербайджана?

Как сообщает AZE.az, ереванская "прогулка на Запад" закончилась, так и не начавшись. Не успел растаять в ереванском небе инверсионный след от самолета, увозившего из этой страны Папу Римского, как в Армении вновь приступили к "укреплению отношений" с РФ, пишет echo.az. Депутаты Национального Собрания Армении на созванном по инициативе правительства РА внеочередном заседании большинством голосов (101 – "за" и 8 "против") ратифицировали соглашение "О создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности между Россией и Арменией".

Ранее, представляя документ депутатам парламента РА, заместитель министра обороны Армении Ара Назарян заявил: "Цель соглашения – создание объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности для совершенствования противовоздушной обороны в регионе". Как напоминает ереванский сайт Panorama.am, министры обороны Армении и России Сейран Оганян и Сергей Шойгу еще в декабре 2015 года подписали соглашение о создании Объединенной региональной системы ПВО в кавказском регионе коллективной безопасности. А генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа 8 июня на пресс-конференции по итогам прошедшего в Ереване заседания комитета Секретарей Советов безопасности ОДКБ заявил, что это достаточно сложный документ, который проходит несколько этапов согласования, и в настоящее время соглашение находится на уровне рассмотрения законодательных органов власти. Соглашение заключается сроком на 5 лет.

Известно, впрочем, и другое. Принятие этого документа в парламенте Армении один раз уже отложили. А накануне его обсуждение вылилось в весьма бурную дискуссию. Как уже сообщалось в прессе, на Россию попытались переложить ответственность за поражение Армении в ходе апрельских боев. А депутат фракции "Армянский национальный конгресс" Грант Багратян, тот самый, который недавно заявлял, будто у Армении есть ядерная бомба, теперь гремел с парламентской трибуны, подчеркивая, что он выступает против этого соглашения, потому что есть вопросы, которые ставят под сомнение полезность проекта.

"Остаются ли материальные элементы собственностью сторон после создания этой единой системы?", – вопрошал депутат и попросил разъяснить, если мы управляем, тогда чем руководят другие. "Во время войны должно быть общее управление, а в мирное время может быть отдельное управление? Прошу объяснить", – продолжил Грант Багратян. Замглавы оборонного ведомства Ара Назарян, отвечая на вопросы депутата, отметил, что в соглашении нет никаких противоречий. "Объединенная система – военный документ, который утверждается руководством", – сказал он, добавив, что система ПВО каждой стороны остается ее собственностью, просто в какой-то момент возможно, что ее будут использовать совместно.

Эти дискуссии не на шутку воодушевили армянских "западников". Ереванская "Лрагир" возвещала: "Судя по тому, с каким трудом парламент обсуждает Соглашение о создании совместной армяно-российской группировке ПВО, Москве все сложнее продвигать свои интересы в Армении. Формируется общественно-политическая масса, которая пока глухо, но упорно сопротивляется экспансии России. И эта масса будет играть немалую роль в ходе предстоящих выборов".

Но, похоже, армянская "прогулка на Запад" уже заканчивается. И парламент послушно "проштемпелевал" соглашение, по поводу которого накануне ломали копья.

Официальный Ереван празднует победу. Соглашение об объединенной системе ПВО с Россией позволит Армении использовать российские истребители, системы С-300 и разведывательные данные ВКС РФ, заявил министр обороны Армении Сейран Оганян в эфире общественного телевидения Армении. "Мы сможем вместе с возможностями систем ПВО Армении использовать и ресурсы России для решения региональных вопросов безопасности. Будут использоваться современные истребители 4-ого поколения, системы С-300, а также возможности противоракетной обороны", – цитирует его ереванский "Спутник". По его словам, Армения наряду с истребителями сможет использовать разведывательные данные ВКС России. И самое главное, и в мирное, и в военное время планирование и применение армянских сил и средств системы ПВО будет находиться в руках начальника войск ПВО и авиации Армении.

Однако вся эта бурная радость входит в противоречие с географией. Армения, напомним, не имеет с Россией общей границы, а значит, и единого воздушного пространства. При этом трудно представить себе систему ПВО, единую, скажем, для находящихся в состоянии войны Азербайджана и Армении или России и Грузии. А на этом фоне все разговоры об "объединенной системе ПВО" – не более чем прикрытие того факта, что отныне защищать воздушное пространство Армении будет Россия.

И на этом фоне ключевым является уже ответ на вопрос, охватит ли единая зона ПВО только международно-признанную территорию Армении или же она распространится и на оккупированные азербайджанские земли. Тогда "большую" авиацию стороны не задействовали, но как далеко может зайти следующая вспышка военных действий, сегодня не берется предсказать никто.

Еще более туманным является пункт соглашения об обмене разведданными. Точнее, ответ на вопрос, будет ли Россия предоставлять Армении конфиденциальную информацию об Азербайджане точно так же, как и вероятность, что Ереван поделится с Москвой конфиденциальными сведениями о Грузии. Понятно, что Ереван, который получает от РФ готовую ПВО, пойдет на такой риск. Иное дело – сама Россия, для которой соглашение о единой ПВО с изолированной Арменией при весьма сомнительных военных преимуществах может превратиться в серьезную политическую проблему на азербайджанском направлении. Где уже однажды пришлось закрывать Габалинскую РЛС после того, как Москва отказалась гарантировать, что она не станет делиться полученными при ее помощи данными с Арменией.