Инфляция глазами АБР и Центробанка Азербайджана

Азиатский банк развития (AБР) ухудшил прогнозы по экономике Азербайджана на 2016 год в обновленном отчете на этот год. Основная причина заключается в большем, чем ожидалось, влиянии низких цен на нефть.

Как сообщает AZE.az, в то же время высокая инфляция ослабила расходы домашних хозяйств и сдерживает потребление. А государственные расходы, как правило, растут в конце года, пишет haqqin.az. АБР считает, что экономическая активность в этом году, вероятно, останется ограниченной, в том числе и из-за ужесточения денежно-кредитной политики и сокращения банковского кредитования.

Инфляция в стране главным образом отражает продолжающийся эффект от резкого снижения курса валюты в 2015 году. Согласно отчету АБР, чтобы обуздать инфляцию, Центробанк неоднократно поднимал свою процентную ставку, которая выросла в пять раз – до 15% в сентябре 2016 с 3% в июле 2015 года. Однако неглубокое финансовое посредничество ограничивает способность Центрального банка ограничить инфляцию. К тому же увеличение на 38% тарифов на водоснабжение и на 16% тарифов на электроснабжение, скорее всего, подстегнет инфляцию во второй половине года.

А теперь перейдем к конкретным цифрам, которые точно покажут, на сколько же Азиатский банк развития ухудшил прогноз для азербайджанской экономики на 2016 год.

Согласно обновленному отчету, экономический спад в Азербайджане в текущем году составит 2,5%, а не 1%, как ожидалось ранее. То есть спад экономики страны, по расчетам АБР, ухудшится в целых 2,5 раза. Правда, банк оставил неизменным прогноз роста на 2017 год на 1%, который базируется на ожидании более высоких цен на нефть и некоторого оживления внутреннего спроса. В то же время инфляционные ожидания АБР не изменились – в 2016 году инфляция достигнет 12%, а в 2017 году снизится до 5,2%.

Беспокоит инфляция и председателя правления Центробанка Эльмана Рустамова. Он открыто высказался, что главной задачей ЦБА на сегодня является доведение инфляции до однозначного уровня: «Наша задача довести инфляцию до уровня, приемлемого для бизнеса, населения и государства. Высокая инфляция, как и девальвация национальной валюты, вредны для экономики. В настоящее время инфляция составляет 11%, но прогнозировать какой она будет до конца года трудно. Мы ожидаем результатов девяти месяцев».

С другой стороны, прогноз по инфляции будет зависеть от устойчивости курса маната. По его словам, несмотря на напряженность ситуации, ЦБА контролирует его. Правда, на валютном рынке была кое-какая напряженность, но нехватка валюты и другие сложности уже устранены, стабильность маната обеспечивается. Конечная же цель Центробанка – добиться фундаментальной стабильности.

Как отметил главный банкир страны, за девять месяцев с начала года курс маната в среднем удешевился только в пределах пяти процентов, хотя в отдельных случаях наблюдалось и 10-процентное изменение курса маната. Что-либо прогнозировать по поводу курса трудно. Фактически курс маната сформирован на основе управляемого плавающего режима. На его формирование влияет ряд факторов, в частности, цены на нефть, состояние платежного баланса и др.

В определенный период давление на курс маната усилилось. Но вместе с Советом финансовой стабильности предпринимаются необходимые шаги для обеспечения устойчивости маната. И все же, по мнению Рустамова, главной проблемой в настоящее время является даже не курс маната, а соотношение его курса и уровня инфляции.

И все же, хорошо зная на практике, какое азербайджанский народ испытывает ощущение от слова "девальвация", глава ЦБА уверенно подчеркнул, что резких колебаний курса доллара до конца года не ожидается. Но и народ хорошо знает цену таким заверениям, поверив в которые он дважды в прошлом году угодил в девальвационные ловушки, потеряв чуть ли не половину своих манатных сбережений. Поэтому, видимо, Эльман муаллим уточнил также, что ни в одной стране мира не существует стабильного курсового режима. Но заверил всех, что усилия ЦБА направлены на обеспечение устойчивости курса маната. Ведь устойчивый манат способствует улучшению бизнес-среды и снижению стоимости инвестиционных вкладов, то есть служит росту экономики в целом.

А чтобы и вовсе сбить девальвационный настрой населения, главный банкир страны заявил, что на валютный аукцион выставляется достаточно валюты. Более того, средства, выставляемые на аукцион, вдвое превышают спрос. Это показывает, что государством выставляется на валютный рынок валюта в необходимом объеме. Разговоры о какой-либо резкой девальвации и коррекции курса необоснованны. И ситуация на валютном рынке, сложившаяся в последние дни, подтверждает слова Рустамова.

Высокая инфляция и девальвация вредит всем субъектам экономики. Но в ЦБА и правительстве страны царит оптимизм. Несмотря на напряженность ситуации, они уверяют, что держат эти параметры под контролем и управляют всеми процессами.

Конечно, отрицательное сальдо в размере 6 млрд. манатов в платежном балансе создает большую напряженность и давит как на валютные запасы, так и на курс валюты. Но как сказал главный банкир страны, управление курсом валюты означает и управление процессами, создающими отрицательное сальдо в платежном балансе. А это означает, что в ЦБА прекрасно понимают, что улучшать один параметр без учета других невозможно. И управление курсом валюты в конечном итоге возможно только при комплексном решении всех проблем экономики.