Известный финский актер хочет открыть ресторан азербайджанской кухни на родине. ФОТО

Сегодня на первом месте у Вилле кулинария и путешествия, а точнее, – знакомство финнов с разными уголками нашей планеты – Хаапасало снимает циклы телепередач о странах и их жителях. Азербайджан вошел в один из таких циклов под названием «30 дней по Кавказу».

Как сообщает AZE.az, финского актера Вилле Хаапасало в России любят, и по-другому, кроме как своим, не воспринимают. Узнаваем он стал после фильмов «Особенности национальной охоты», «Операция «С Новым годом!», «Особенности национальной рыбалки». Он всегда особенно выделялся в российском кинематографе, обращал на себя внимание своим задором, финской экзотичностью. А роль финского снайпера в «Кукушке» Александра Рогожкина стала своего рода благодарностью российского народа за труды Хаапасало и вершиной работы финского актера в российском кинематографе, Вилле стал лауреатом государственной премии РФ в области литературы и искусства. Сегодня на первом месте у Вилле кулинария и путешествия, а точнее, – знакомство финнов с разными уголками нашей планеты – Хаапасало снимает циклы телепередач о странах и их жителях. Азербайджан вошел в один из таких циклов под названием «30 дней по Кавказу». В интервью «Москва-Баку» Вилле рассказал о том, какие ощущения в его душе оставил Азербайджан, о намерении открыть в Финляндии ресторан азербайджанской кухни.

– Вилле, какое-то время назад вы в рамках проекта «30 дней по Кавказу» сняли две передачи, посвященные Азербайджану. Какие впечатления остались от Азербайджана?

– В тот момент, когда мы приехали снимать серии, посвященные Азербайджану, в этой стране я был не впервые. Первый раз приезжал примерно в 1997-98 году на мероприятие по случаю выхода фильма с моим участием. После, уже в 2000-х, тоже доводилось несколько раз приезжать в Баку.

Когда приехал снимать «30 дней по Кавказу», очень удивился – настолько колоссальная была разница между тем Баку, который я видел и в 90-е, и в 2000-е, и тем Баку, который я увидел в этот раз. Контраст невероятный. Был поражен, как азербайджанская столица успела застроиться, пока меня не было. Все это хорошо, развитие, но вообще я старомодный человек. Конечно, Баку стал модным, красивым. Но я больше люблю старый Баку, люблю те его места, в которых чувствуется дух времени. Вот Старый город – это моя стихия. Люблю прислониться к стене, у которой есть какая-то история.

Во время съемок нам помогали местные. Они очень много рассказывали о разных интересных местах, делились историями, которыми эти места овеяны. Рассказывали, что в таком-то, например, месте собирались поэты, читали стихи. В том-то месте еще что-то интересное происходило.

Когда хожу по новым городам, cразу вижу такие места с «содержанием», пытаюсь уцепиться за сказанное, поскольку мне становится дико интересно, начинаю историю «раскручивать», выяснять», что и как. И после таких рассказов все вокруг преображается, как будто оживает – и вот это дерево на этом месте, потому что с ним что-то связано и оно оказывается элементом интересной истории, или вот эти ступеньки – каждая деталь, которая создает в итоге полноценную картину. 

В Азербайджане мне очень понравилось, там хорошо. Когда снимали «30 дней по Кавказу», ездили по разным кавказским республикам. В итоге понял, что Азербайджан среди них как-то очень отличается. Это особая республика. В моем мироощущении Азербайджан – место, где люди очень гостеприимны, нас в этой стране везде принимали хорошо.

В странах я ориентируюсь в том числе по кухне. В Азербайджане совершенно другая кухня, нежели в других республиках Кавказа. В ней больше риса, видно влияние Азии, Ближнего Востока.

Я вообще очень люблю поесть. Как-то утром в Азербайджане с мужиками мы ели хаш. Я и раньше его пробовал, но вот здесь, в этом месте, в Азербайджане, хаш был таким насыщенным, что у меня потом весь день язык прилипал во рту, я просто не мог нормально говорить. Хаш – конечно, удивительное, особое блюдо. Но мне по душе больше блюда из риса. Очень люблю азербайджанский плов. Я никогда не говорю «самый лучший», чтобы никого не обидеть. Но скажу, что один из лучших пловов, которые существуют в мире, это азербайджанский плов.

– По какому принципу вы выбирали объекты, о которых собирались рассказывать в своем проекте?

– В наших передачах мы не показываем политику, не перебарщиваем с историей. Мы пытаемся представить сегодняшний день и обычных людей, которые в нем живут. Мы рассказываем о том, как эти люди живут, что делают, что кушают, как проводят день. Передачи нацелены на позитив, мы стараемся все страны показать с хорошей стороны. Негатив нам не нужен, его и так хватает как на телевидении, так и в мире в целом.

Цикл наших передач был запущен 7 лет назад. И за это время я был в тех местах, о которых в Финляндии не знают почти ничего или знают только плохое. Я езжу по таким местам, и узнаю, что, как и везде, там есть и плохое, и хорошее.

– Был ли человек, который вас чем-то удивил в Азербайджане, ведь вы общались и с известными художниками, и с обычными жителями?

– В передаче у меня такой подход, что я ничего не знаю о том месте, куда приехал. Может быть в действительности я что-то и знаю, но делаю вид, что это не так. Поэтому для меня каждый человек, с которым я общаюсь – это открытие, каждый человек меня всегда удивляет тем, как он живет, что он делает. Все рассчитано на то, чтобы удивил каждый персонаж. 

– Поговорили о людях. А впечатлило ли какое-то природное явление в Азербайджане?

– Я люблю такие места, в которых есть и горы, и равнины, и море. Все это есть в Азербайджане. И я вам скажу, что это шикарные места.

– Как вам показалось, насколько хорошо развивается сегодня Азербайджан, особенно по сравнению с тем, каким вы его видели 10-15 лет назад?

– Когда выезжали за пределы Баку, мне показалось, мало что изменилось. Ну, может быть, чуть-чуть. Тем более, что мы не во всех районах были. Но сам Баку изменился полностью. Его не узнать, в хорошем смысле, конечно. Если человек был в азербайджанской столице в 90-х, и приедет сейчас, он не поверит своим глазам.

Конечно, Азербайджан стремительно развивается. Вот недавно в Баку прошла «Формула-1», я хотел поехать, меня ребята звали, но не успел из-за работы. После таких высококлассных соревнований многие уж точно узнали о Баку.

Мои друзья-финны ездили в Баку. После приезда я интересовался, как им город, и они мне с удивлением и восхищением рассказывали, какое это прекрасное место и что там есть все. Им очень понравилось. 

– Насколько в Финляндии знают об Азербайджане, что это за страна, где она находится?

– К сожалению, знают о нем мало. Мы очень плохо знаем бывшие советские республики. Поэтому я и делаю такие передачи, хочу, чтобы финны больше узнавали об этих местах. 

– Вы еще были в Дагестане. Насколько, вам показалось, между Азербайджаном и Дагестаном много общего в плане культуры, например?

– Честно? Мало общего. Мне так показалось, по крайней мере. Это совершенно разные республики с абсолютно разными культурами. Дагестан вообще по-другому принципу существует, нежели Азербайджан. Даже с точки зрения государственного управления. Я совершенно по-разному воспринимаю Азербайджан и Дагестан.

– Вы написали книгу о грузинской кухне. Собирались открыть в Хельсинки ресторан грузинской кухни. В итоге открыли? Можно сказать, что у вас какой-то особый интерес к Кавказу?

– Ресторан откроется в конце сентября, я немного опоздал к тому сроку, который планировал, хотел весной открыть. А летом в Финляндии открывать ресторан бессмысленно.

По поводу того, что Кавказ привлекает. Здесь немного другой интерес. Дело в том, что в Финляндии, как и в Скандинавии в целом, грузинской кухни нет вообще. Поэтому я и открываю ресторан грузинской кухни под названием Purpur.

– А кто будет шеф-поваром?

– Финн, который учился грузинской кухне в Грузии и в Москве. Мы с ним вместе составили меню. Сейчас думаю, какой бы ресторан еще открыть, разберусь с предстоящим проектом и открою новый. Это будет ресторан или азербайджанской, или узбекской кухни. Выбираю из двух, пока еще не надумал. Наверное, сначала напишу книгу об одной из кухонь, а потом уже открою ресторан. В Финляндии нет ни той, ни другой кухни. Я хочу открыть такой ресторан, который был бы нетрадиционным для Финляндии. Не хочу делать то же самое, что все делают. 

– Получается, что азербайджанская, узбекская, грузинская кухня – это экзотика для финнов?

– Да, конечно. Я эти кухни люблю, я их знаю, а у нас такого никто не ел.

– Вы сейчас снимаете цикл передач «30 дней на Алтае», верно? Недавно прошли съемки в Казахстане, как ощущения от новых мест?

– Мы закончили съемки в Казахстане, теперь поедем в горный Алтай, далее – в Монголию. По поводу ощущений, повторюсь: концепция передач такая, что я ничего не знаю, поэтому радуюсь каждому новому месту, поскольку все время узнаю нечто новое. 

На самом деле, Алтай я хотел снять еще до Кавказа. Но получилось все наоборот. Для меня Алтай – мистическое место. Очень часто от местных слышишь, что, вот в этом месте какие-то непонятные, аномальные явления происходят. И для меня это очень интересно. 

Во время съемок я получаю много новой информации, встречаюсь с новыми людьми. А знакомству с новыми людьми я всегда рад, поскольку уверен, что мир можно познавать только через людей. К примеру, вот возьмусь я в течение 15 лет изучать камни, но в итоге так о них ничего и не пойму. А за 15 лет разговоров с человеком, я пойму о нем все. Ну, может, не все, но многое. 

Для меня каждый день встреч с незнакомыми людьми – это праздник. Тем более, что люди не бояться рассказывать мне о себе, мы достаточно быстро находим с ними общий язык. И они открыто рассказывают о том, как живут, что делают. Из таких рассказов и получается моя передача.

– Как вообще пришла идея создать цикл таких передач? Почему вы почти отказались от кино и углубились в создание передач о странах, регионах?

– Мне надоело, что люди в Финляндии не знают о своих соседях. Если к нам поступает какая-то информация, то только негативная. Я никогда не говорил, что в России, в бывших странах СНГ все идеально, но я также знаю, что в них есть и много хорошего. И мне захотелось рассказать своим соотечественникам об этих хороших сторонах, показать, какие есть люди, их обычную жизнь. Я решил создать проект, был уверен, что сделаю только один фильм – о моем путешествии из Москвы до Владивостока на поезде, о городах, расположенных на этом пути. Но после первой передачи проект вдруг обрел популярность в Европе. И я решил снимать продолжение.

Эти фильмы вышли и выходят на финском телевидении, на скандинавских каналах, в франкоговорящих и немецкоговорящих странах. Везде они собрали очень хорошие рейтинги.

Кстати, наша зрительская аудитория с каждым годом только растет. У нас в Финляндии есть телеканал «Культура», аудитория которого составляет 5 млн человек. И среди этих 5 миллионов на наши передачи приходится миллионная аудитория.

– Какие проекты у вас в перспективе? Или вы нацелены исключительно на те передачи, о которых мы говорим?

– Cейчас я веду кулинарную передачу под названием «Кухня приезжих», которую транслируют в европейских странах. В России в кино, к сожалению, сегодня мало что происходит, последние полтора года вообще тихо, киноиндустрия стоит, мы чего-то ждем, непонятно чего. Поэтому сейчас снимаюсь в двух финских фильмах и в одном латвийском. Картины серьезные. Одна из них – это военный фильм, готовится к 100-летию Финляндии. Начало съемок запланировано на август. Также занимаюсь съемками в разных телепередачах, снимаю документальные фильмы. Для российского канала «Моя планета» работаю над передачей о рыбалке, вот недавно снимали в Дагестане, затем поедем дальше – пока не решили куда.