Мардан Эфендиев: Кризис – это возможность сделать нечто новое. ИНТЕРВЬЮ

«Опыт – самый лучший учитель».

Как передает AZE.az, в рамках проекта «Business Time» Oxu.Az представляет интервью с учредителем бренда «9АY» Марданом Эфендиевым:

Эфендиев Мардан, принимавший участие в создании «с нуля» продовольственной компании республиканского масштаба в конце 90-х гг, долгие годы консультировал азербайджанских бизнесменов на предмет того, как выводить компании на новый уровень, как преодолевать «потолок» и налаживать бизнес-процессы. Среди его клиентов значились и солидные банковские структуры. 

Мардан Эфендиев получил первый серьезный опыт уже в 16 лет, попав в крупный проект, направленный на компьютеризацию централизованной системы закупок правительства Азербайджана в советский период. После открытия границ в течение почти двух лет развивал бизнес проекты в Турции.

Карьеру продолжил в Баку в консалтинговой компании, где смог наработать важные деловые связи, участвовал в различных проектах, в том числе общереспубликанского масштаба. Далее последовало развитие карьеры в британской инвестиционной компании, в азербайджанских структурах. 

Проявляя креативные организационные способности, Мардан Эфендиев уверенно продвигался по карьерной лестнице, в составе крупной компании прошел путь до генерального директора.

Позже, открыв собственную консалтинговую компанию, оказывал профессиональную помощь ряду бизнес-структур, в том числе из России, Украины, Турции. Параллельно открыл семейный бизнес – торговую марку «9AY», специализирующуюся на продаже одежды для будущих мам.

В какой-то момент своей жизни он сменил приоритеты и решился на смелый шаг: оставив престижную работу, он полностью посвятил себя малому предпринимательству. Кажется невероятным? Да, но для основателя компании М&Partners и национального бренда одежды для будущих мам «9AY» – это вполне реальная история, это часть его жизни. 

Осваивая широкие возможности предпринимательства, успешному бизнесмену открывались значительные перспективы. Не зря же говорят: «Удача улыбается смелым». Преодоление себя, своих страхов и слабостей закалило волю, помогло выстроить не только успешный бизнес, но и гармонию в собственной жизни и в отношениях с другими людьми. Если человек не найдет в себе ресурса идти вперед, он навсегда останется позади.

Разговаривать с Марданом легко и приятно. Ему удается успевать все, успевать везде, и при этом быть счастливым… Иногда это кажется почти невозможным. Однако, взяв интервью у столь интересной личности, мы решили выяснить, как можно реализовать самые важные жизненные цели и приоритеты.

– Вы учредитель бренда «9АY», руководитель М&PartnersLtd., директор Центра Содействия Экономическим Реформам и Предпринимателям, эксперт по финансовым вопросам. Это перечень всех ваших достижений? В чем формула успеха?

 (Смеется). Я не знаю, существует ли формула успеха вообще, как таковая. Каждый человек может видеть свой успех в различных проявлениях. Что есть успех в представлении человека? Для кого-то это материальные блага, для кого- то – достижение иных целей. Для меня успех – это моя семья, мои дети, и все, что я делаю, направлено на успех моей семьи.

– Почему бизнес? Почему вы не стали врачом или юристом? Ведь в то время, когда формировался ваш характер, наши родители, да и общество в целом предпочитало видеть своих детей представителями этих достойных профессий, а не заниматься бизнесом.

– К каждой профессии должно быть призвание. Бизнес не исключение. В моей жизненной философии понятие менеджер или предприниматель, по сути, ничем не отличается от профессии того же хирурга: если последний спасает жизни, то менеджер своими правильными решениями выводит из кризиса, или поднимает на новый уровень компанию, от благополучия которой зависит судьба порой тысяч людей.

– Вы упомянули «менеджер или предприниматель». В бизнесе это ведь разные «профессии», разные философии, и, по сути, разные обязанности. Интересно узнать ваше мнение, как человека, проработавшего и менеджером, и предпринимателем.

– Мир меняется. Бизнес тоже. Если десятилетиями в крупных корпорациях мира были востребованы менеджеры, то последние годы демонстрируют крах этой концепции. Бизнесу чрезвычайно трудно выживать в условиях, когда динамика прогресса очень сильно изменилась.

В настоящее время крупным компаниям, которые были нередко даже основателями сегмента рынка, приходится сдерживать натиск наглых «новичков», которые благодаря своим инновационным бизнес-моделям способны за какие-то 5 лет пройти тот путь к вершине, для восхождения к которой традиционным компаниям понадобились десятилетия.

В этих жесточайших условиях конкуренции появилась острая потребность в новой формации менеджеров. Менеджеров-предпринимателей. Но проблема в том, что если менеджменту можно научиться на программах МВА, то предпринимательству просто невозможно научится. Это состояние души.

Должно присутствовать умение быть сообразительным, креативным в любой ситуации, так как в предпринимательстве надо самому выживать и отвечать за свои поступки, а не смотреть «в рот» топ-менеджеру, который что-то подскажет или за тебя примет решение. Раньше этот принцип работал, так как бизнес у всех в основном был стабильным. Сейчас эта модель дает сбои.

– Насколько менеджеры-предприниматели будут востребованы в Азербайджане?

– Я уверен, что такие кадры будут востребованы и в Азербайджане, с учетом сложной экономической ситуации. Крупные компании в нашей стране уже понимают, что управлять бизнесом, как раньше, невозможно, нужны инициативные люди, способные на молниеносную реакцию в принятии решений. А такими являются только те, у кого есть задатки предпринимателя.

Я бы на месте топ-менеджеров крупных компаний привлекал на работу людей, обладающих предпринимательскими качествами с целью создания новых направлений бизнеса, новых услуг или сервисов. Но важно предоставить таким людям определенную свободу действий, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и трудиться на благо компании.

– Последние месяцы нередко можно услышать от представителей бизнеса о снижении потребительского спроса, что приводит к снижению доходов. Как компаниям выходить из этой ситуации? Что нужно делать?

– Радоваться (Смеется). Я не шучу. Несмотря на общеизвестные проблемы кризисного характера, в моем понимании сегодняшняя ситуация – это своеобразный экзамен для любого бизнеса, лакмусовая бумажка. Ведь за годы благоденствия в нашей стране многие компании привыкли зарабатывать деньги, даже если у них не надлежащим образом выстроены бизнес-процессы, хромает кадровая политика, плохой маркетинг, низкий уровень сервиса.

Считаю, что нынешний кризис надо рассматривать как «компанию-конкурента», которая отхватывает рынок, в результате чего снижаются обороты. В таких условиях не жаловаться нужно, а искать новые пути для развития, рассматривать другие бизнес-модели, которые могут привести к новой волне генерации прибыли.

Ведь если на нас нападет грабитель, мы же, как правило, не стоим на месте, а боремся, пытаемся использовать любой предмет для достижения победы. В бизнесе почти так же: надо искать бизнес-модели, разрабатывать новые услуги или продукты.

Для меня кризис – это возможность. Возможность сделать нечто новое, возможность принять решение, которое откладывал, возможность найти себя в новой сфере.

– Как вы оцениваете уровень азербайджанского менеджмента? Особенно в нынешней ситуации, когда бизнесу приходится выкладываться «на все двести»?

– У нас за последние 10 лет появилось немало квалифицированных менеджеров, часть из которых получила бизнес-образование на Западе. Но нельзя забывать, что учебные западные программы «заточены» под «их» условия, тогда как в наших реалиях все несколько по-другому.

На практике азербайджанский менеджер сталкивается с такими проблемами, которые даже не снились выпускникам условного Гарварда. Поэтому нередко получается, что какой-то опытный управленец, начавший карьеру с низов, гораздо успешнее менеджера с дипломом западного МВА.

Даже на Западе управленцы с опытом ценятся гораздо выше, чем обладатели диплома МВА, не имеющие опыта. «Опыт – самый лучший учитель». Но, в любом случае, каждый управленец должен постоянно заниматься самообразованием, изучать передовой опыт в области менеджмента, проходить тренинги. Таким образом, можно расширять знания и успешно развивать компанию на конкурентных рынках. 

– Поговорили о знаниях, появился вопрос о команде. Нередко в Азербайджане можно услышать от многих топ-управленцев о проблеме отсутствия квалифицированных кадров. Неужели так сложно формировать команду у нас стране?

– Такая проблема, конечно же, имеет место. Но причина не в отсутствии талантливой молодежи, а в устоявшихся традициях азербайджанского менеджмента. Ведь у нас основная часть топ-управленцев являются доминантами, и, как правило, всегда самолично принимают решения.

Нет широкой практики передачи полномочий. Нередко на корню подавляется инициативность подчиненных. От этого страдает бизнес, также это отбивает у сотрудников желание самосовершенствоваться. Конечно, «самородки» все равно пробьются, но основная масса талантливой молодежи на каком-то этапе останавливается в развитии.

Считаю, что руководство компаний должно научиться передавать полномочия и создавать команду – не с ярко выраженным альфа-лидером, а как механизм, способный решать любые задачи на любом уровне. То есть, я сторонник командной игры, но, конечно же, при наличии лидера, ответственного за результат.

– Нередко можно услышать от среднего менеджмента, что они работают усердно, но руководство их не замечает. Что порекомендуете им? Какую стратегию выбирать?

– В мире существует несколько моделей управления компанией. В Азербайджане то ли естественным образом, то ли по каким-то другим причинам превалирует американская модель, когда сотруднику недостаточно усердно работать, он еще должен научиться «продавать» себя внутри компании вышестоящему руководству.

Именно поэтому в мире немало глупых, но наглых начальников: умный ковыряется в себе, а глуповатый, но наглый, делает все возможное, чтобы подняться по карьерной лестнице, так как понимает, что шансов получить новую должность в силу низкой компетенции у него просто нет. Но это мировая проблема, свойственная даже глобальным корпорациям.

Могу рекомендовать только одно – важно суметь продемонстрировать руководству уровень своей компетенции, находиться всегда в поле зрения, сделать так, чтобы руководитель видел в вас самого достойного кандидата на вакантную должность. 

– Давайте вернемся к вам. Почему вы ушли из «большего спорта» и посвятили последние несколько лет своей жизни малому предпринимательству?

– Это был определенный этап моей жизни, когда моя семья нуждалась во мне. Я должен был больше времени уделять семье. И когда у нас получилось с магазином одежды для будущих мам «9AY», который изначально мы открывали, как увлечение для моей супруги, я решил уйти в «творческий отпуск» в малый бизнес. Тем более, супруга сразу потеряла интерес к ежедневной бизнес-рутине.

Кстати, при открытии магазина мы сразу решили продавать одежду под нашей торговой маркой. Придумали название, концепцию. За прошедшие годы торговая марка «9AY», по сути, стала брендом в своем сегменте, а мы из маленького магазинчика в Крепости превратились в полноценную компанию. 

– Какими ценностными ориентирами вы руководствуетесь в бизнесе?

– Можно многое говорить о социальных аспектах бизнеса, о том, что мы хотим угодить будущим мамам, что мы заботимся о будущем поколении, о жителях нашей страны, и на самом деле это будет правда. Но бизнес – это, прежде всего, получение прибыли, дохода. Просто нужно честно зарабатывать. Не обманывать партнеров, не обманывать клиентов. Быть честными. Мы стараемся быть честными. И наш бизнес нам нравится, мы получаем удовольствие от того, что делаем. 

– Чтобы добиться успеха, важным фактором является вера в себя. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Поверь в себя…»

– Самое главное – поверить в себя. Это базовая основа любого успеха. Учиться, работать над собой, реализовывать, действовать, не останавливаться, идти вперед, преодолевать сопротивление, уметь выходить из зоны комфорта.

– Из зоны комфорта…?

– Большинство людей на планете живут в зоне комфорта. Они хотели бы говорить на иностранных языках, хотели бы иметь фигуру атлета, похудеть, чему-то научиться, чего-то достичь. Многие из этих желаний вполне реализуемы. Например, для того, чтобы иметь красивую фигуру, нужно просто в течение часа заниматься спортом три раза в неделю.

А если в день учить по несколько иностранных слов, то спустя некоторое время можно овладеть языком. Просто люди не делают этого. Практически в любой сфере, во всем можно достичь успеха, но люди предпочитают смотреть сериал, занять себя чем-то не очень сложным, т.е. не выходить из зоны комфорта.

– Утверждаться всегда сложнее, чем самоутверждаться. Сначала, в подростковом возрасте – хорошей учебой, популярностью среди противоположного пола. В более зрелом возрасте – наличием денег, квартиры, машины. Что означает для вас утвердиться в жизни?

– Очень интересный вопрос. Наличие машины в наши дни, безусловно, важно – это удобно, комфортно. Но вот какая марка машина, ее цена и престиж – это меня мало волнует. Машина должна быть удобная – это основной критерий для меня. Я думаю, что самодостаточные люди не будут прилагать усилий, чтобы выделиться внешними атрибутами. Утверждаться нужно знаниями, своими реальными успехами и достижениями.

– Есть такая формула совершенствования – «начни с себя». Хочешь, чтобы изменился мир, чтобы изменилась страна – начни с себя. На ваш взгляд, что важнее – борьба с самим собой или же с врагами по ту сторону баррикад?

– Ганди сказал: «Начни с себя». Конечно же, для меня важнее борьба с самим собой: нужно бороться со своими недостатками, ленью, и тогда все на свете получится. Работая над собой, чем успешнее и сильнее будешь ты, тем больше будут страшиться тебя, и даже не враги, а я бы сказал недруги, не посмеют выступить против. Лично у меня никаких врагов нет, у нас есть только один враг, оккупировавший мою землю.

– Во что вы верили в ранние периоды вашей карьеры или даже в детстве. Не в плане супергероев и Деда мороза, а что на самом деле вам давало силы и вдохновляло?

– Мое детство и сегодняшняя наша жизнь – это две разные планеты. Мы жили в советском обществе, и во сне не могли себе представить, что когда-нибудь будет иная форма существования. Было социалистическое общество, одна идеология, существовал запрет на частное предпринимательство, функционировала плановая экономика, действовал принцип «уравниловки».

Молодежь не поймет, конечно, о чем я говорю. И вся эта советская форма существования, в принципе, противоречила человеческой природе. И плановая экономика, и уравниловка создали в стране дефицит товаров.

Если сравнить современный Азербайджан и советский Азербайджан – это тоже две разные планеты. У молодежи современного Азербайджана есть блестящие перспективы: получив хорошее образование за короткий период, можно сделать успешную карьеру.

Я знаю своих предков почти до 7 колена: кто мой отец, дед, прадед, прапрадед… Где они жили, чем занимались. У нас есть тетрадь, которую вели женщины нашего рода, содержащая информацию обо всей родословной нашей семьи.

Зная свою родословную, свои корни, я всегда осознавал большую ответственность за свои поступки, действия, независимо от того, в Баку ли я живу или за пределами, где, в принципе никто не знает моих предков.

Кстати, никогда ни с кем не обсуждал это. (Смеется). Надо соответствовать своим предкам, семье – это чувство всегда было во мне. Я рано стал старшим в своей семье, жизнь продолжается, надо работать, идти дальше. Будучи единственным мужчиной в семье, мне пришлось взять на себя ответственность за своих близких, и я старался делать все, чтобы обеспечить им хорошие жизненные условия.

– Какой был самый лучший, самый значимый подарок в вашей жизни?

– Два подарка – рождение моих детей.

– Три испытания – слава, деньги и власть вас коснулись?

– Все относительно. У меня сейчас финансовые возможности лучше, чем у моей семьи в прошлом поколении, в бытность Советского Союза. Слава… Хорошо сказано: «Он широко известен в узких кругах».(Смеется).

Слава – это понятие, присущее, скорее, голливудским актерам, спортсменам. Власть – это, прежде всего, ответственность в любых своих проявлениях. Как у владельца компании, у меня есть власть над сотрудниками. И я всегда ощущаю эту ответственность. Так что, нет, эти три испытания меня не коснулись.

Но, я думаю, вряд ли кто-то может объективно оценивать это состояние. Только тот, кто на вершине. К примеру, Билл Гейтс – есть слава, деньги и власть, или лидеры государств. Но даже у президентов не бывает безраздельной власти. Если ты не на пике, остальное все относительно, и если это поступательно, то человек не замечает этого.

– Что вас расстраивает сегодня?

– Я стараюсь не расстраиваться. (Смеется). Хотя такие мелкие вещи, как пробки на дорогах, когда спешишь, да, это расстраивает.(Задумался) Есть вещи, которые меня расстраивают, например, те или иные проблемы в обществе. К сожалению, мои взгляды редко кто разделяет.

Больше всего меня огорчает то, что причина всех проблем в нашем обществе – бездуховность. У людей должна быть какая-то идеология. Самая верная идеология духовного начала – божественное откровение, данное людям. Человеческая природа должна иметь духовную подпитку.

– Счастье – жить настоящим, сказал мудрец. В чем счастье для вас?

– В семье. У человека для счастья должно быть четыре составляющие. Это здоровье, материальная самодостаточность, отношения в семье, с близкими, и карьера.

– Почему главные героини «Рая» – женщины, а не мужчины?

– Главные героини всего и везде всегда были женщины, и не только «Рая», но и других произведений. (Смеется). В этой жизни все ради женщин.

Есть такой анекдот : Билл и Хиллари Клинтон заехали на автозаправку. В рабочем на заправке Хиллари узнала своего бывшего ухажера, с которым они вместе учились в колледже. Обнялись, поцеловались. Когда машина тронулась, Билл злорадно говорит Хиллари: «Если бы ты вышла за него замуж, была бы теперь женой автозаправщика». Хиллари улыбнулась: «Если бы я была его женой, он стал бы президентом».

Пророк Мухаммед сказал: «Даже если вы будете знать, что завтра конец света, сегодня же женитесь». Вот насколько возвеличивается союз мужчины и женщины.

– Что значит свобода для вас?

– Свобода – в самореализации. В моем случае – это экономическая свобода. Это очень важно. Люди не понимают, что такое экономическая свобода. Вот вы – журналист, я вас спрошу: «Что такое свобода слова?». Многие не знают. Свобода слова – это право на информацию.

К примеру, принимается какое-то решение: кто «за» проголосовал, кто «против». Я, как гражданин, посредством журналистов имею право получить информацию о том, как принималось это решение, на основе чего, как это формулировалось, кто влиял на принятие решения, и т.д., и т.п. Это и есть свобода слова, а не то, чтобы просто выйти и ругать какого-то чиновника.

В Советском Союзе за основу была принята плановая экономика. И это было ужасное общество, когда существовал запрет на частное предпринимательство, не было экономической свободы. Тогда как экономическая свобода дает возможность людям самовыражаться, самореализовываться.

Когда говорю экономическая свобода, не подразумеваю при этом, что у меня должно быть много денег, и я могу делать все, что захочу. Нет, это, прежде всего, возможность реализовывать экономические проекты, свои коммерческие планы. Свобода совести, свобода слова, экономическая свобода – все это для меня и есть свобода.