Пол Гобл: Азербайджан – приз на Южном Кавказе

«Я не надеюсь на то, что в ближайшее время возможен какой-то прорыв. Я надеюсь, что насилие прекратится, поскольку это насилие опасно для всех сторон», – заявил эксперт Пол Гобл.

Как передает AZE.az, известный американский аналитик Пол Гобл, бывший советник Госдепартамента США, эксперт по бывшему СССР, в настоящее время – профессор Вашингтонского института мировой политики заявил Первому Информационному, что  и армянская, и азербайджанская стороны, международное сообщество были привлечены к работе в Минской группе, начиная с 1992-го года, и более активно с 1994-го года после установления режима прекращения огня. «Хотя нужно констатировать, что за все это время не было никакого фундаментального прогресса в переговорном процессе, то есть, обе стороны не пришли к тому, чтобы принять реальную дорожную карту урегулирования конфликта», – отметил он.

По его словам,   ситуация, возникшая в Украине, «обеспечила» удобную ситуацию  для  применения силы в отношении других стран, поскольку некоторые  люди видят в этом способ решения своих проблем: «Я считаю, что есть разочарование, как в Армении, так и в Азербайджане, есть неопределенность по поводу того, как отныне продвигать переговоры».

«То, что сделал господин Путин, было не создание чего-то нового, а превращение России в основной центр переговоров. С одной стороны, Россия всегда придерживалась мнения о том, что Франция и США вступили в зону, которую в Москве многие считают зоной господства России, с другой стороны, на фоне обострения напряжения между Западом и Москвой вокруг насильственного присоединения Крыма и украинской проблемы господин Путин, я считаю, приложил усилия, чтобы повысить, восстановить роль России в вопросе этого конфликта.

Я не верю, что эта встреча послужит урегулированию конфликта, но я верю, что она поднимает на поверхность ошибки стран-сопредседателей Минской группы, и интересно будет посмотреть, как США и Франция воспримут то, что произошло в Сочи. Они рассматривают это, как очередную встречу, или рассматривают как какое-то основательное действие, над которым будут продолжать работать?

Я не надеюсь на то, что в ближайшее время возможен какой-то прорыв. Я надеюсь, что насилие прекратится, поскольку это насилие опасно для всех сторон. Я надеюсь, что урегулирование конфликта должно объединить соблюдение двух принципов, которые взяли на себя власти Баку и Еревана», – говорит эксперт.

Самое главное, по его мнению, что произошло в Сочи –    то, что встреча состоялась во главе с президентом РФ Владимиром Путиным, который смог посредством личных связей с президентами, показать свою идею «русского мира», а этот «мир» включает все постсоветское пространство. «И то, что мы увидели, обеспечило относительное влияние России в переговорном процессе за счет остальных сопредседателей.

Россия пытается ослабить формат Минской группы. Это не означает, что Минская группа прекратит свое существование, просто это означает, что если в переговорном процессе будет прогресс, то это не будет в рамках Минской группы, или в другом формате – все вместе. Это, конечно, создает проблемы для России, но в краткосрочной перспективе Россия получает преимущество в отношении Запада, в вопросе противостояния в связи с украинским кризисом», – отметил эксперт.

Он не исключает, что   беспрецедентное напряжение между конфликтующими сторонами спровоцировала Москва: «Конечно, возможно, что Москва пошла на это. Это, конечно, очень опасная стратегия, но это тот случай, когда руководство РФ все может сделать для того, о чем я уже сказал, то есть, повысить роль Москвы в процессе урегулирования конфликта. Вначале ты создаешь конфликт, потом говоришь, что ты – единственный, кто может решить эту проблему».

Эксперт надеется, что  стороны конфликта не хотят эскалации: «Это конфликт, который в случае такого развития вовлечет Россию и Иран, в Азербайджане возникнут проблемы с этническими группами. Существует столько групп, которые пострадают, и я считаю, что и Баку, и Ереван отступят от этой идеи. Я не ожидаю таких событий. Попросту сами стороны не пойдут на это».

«Прямой интерес России в том, чтобы расширить свое влияние в Азербайджане, и вообще, на Южном Кавказе. Один умный человек сказал, что Россия рассматривает Южный Кавказ следующим образом: Грузия – это дорога, Армения – инструмент, в Азербайджан – приз. Москва использовала Армению, хотя у Армении, возможно, не было большого выбора, но Москва использовала Армению. Если в Азербайджане власти вдруг осуществят прорыв, или в случае изменения позиций, примут пророссийскую позицию, то у меня нет никаких сомнений, что руководство РФ сразу бросит Ереван.

Если Москва конструктивным образом «приватизирует» Карабахский конфликт, то возникает вопрос: как может Москва решить его, поскольку мы говорим о столкновении двух принципов? Если Москва не решит конфликт, то нынешнее возмущение в Ереване и в Баку в отношении трех сопредседателей Минской Группы будет направлено именно на Москву, что вызовет ряд проблем. Поэтому Москва должна думать о долгосрочной перспективе и понять, что существующее возмущение может обернуться против нее», – отметил Гобл.

По его словам, если на Южном Кавказе будет установлен мир, то влияние Росси сразу снизится. Ситуация на Южном Кавказе останется такой же опасной, как и сейчас, чтобы Россия могла использовать свое так называемое влияние в вопросе урегулирования этого конфликта, но в реальном разрешении Россия не заинтересована, отметил эксперт.