Politico: Южный газовый коридор укрепит энергетическую безопасность европейских стран

Эксперт Даррен Гуд считает, что газопровод в обход России получает новый импульс.

Как передает AZE.az, в издании Politico опубликована статья эксперта  Даррена Гуда о том, что противостояние между Украиной и Россией   стало причиной создания  возможностей   для еще одного бывшего советского государства, которое стремится стать  поставщиком  газа в Европу.

Азербайджан, расположенный   между Россией   и Ираном, надеется,  что  его географическое и геополитическое положение поможет убедить администрацию Обамы предложить  более решительную поддержку    газопроводу  стоимостью 45 млрд.  долларов, который соединит   Каспийский регион и страны Европы – в частности, Италию, пишет аналитик.

Так называемый «Южный коридор»  обходит   Россию  как основного поставщика газа в Европу  и Украину как основного транзитера для существующих трубопроводов, несущих топливо на Запад. В то время  как Вашингтон оказывается втянутым в дебаты об ускорении американского экспорта газа с целью ослабить    энергетическое господство Владимира Путина, Азербайджан утверждает, что его трубопровод может стать единственной возможностью поставок в  Европу альтернативного газа в  ближайшие несколько лет.

«Такой вывод можно сделать, поскольку нет другого готового к реализации проекта на данный момент», – заявил   Элин Сулейманов, посол Азербайджана в США.

Но трубопровод имеет свои определенные проблемы, подчеркивает автор статьи, и в их числе – хитрый геополитический расклад региона и то, что Россия может «подорвать» проект,  если почувствует угрозу своим интересам.

Тем не менее, трубопровод привлек внимание со стороны членов Конгресса и получил общественную поддержку от высших должностных лиц в Государственном департаменте США. Госсекретарь Джон Керри дал  проекту  оценку  на совещании по энергетической безопасности в Брюсселе,   в то время как  посол США в Азербайджане Ричард Морнингстар  является   большим сторонником трубопровода.

«Соединенные Штаты  и, в частности, нынешняя администрация,   приложили огромные усилия, чтобы   увидеть этот проект доведенным до конца», – заявил   заместитель помощника секретаря по вопросам энергетической дипломатии Амос Хохштейн. Он сказал, что «амбициозный» график проекта предполагает, что   трубопровод будет завершен в 2018 году. Это проект подходит к завершению   в определенный момент истории, но это – то, что планировалось  в течение многих, многих лет и  на  многие годы вперед», –  сказал он.

Неоспоримо, однако,  что кризис в Украине  повысил потенциал   проекта и привлек к себе внимание руководства в США, отмечает автор статьи.

Он приводит слова Элина Сулейманова о том, что Азербайджан не ищет   помощи  США в строительстве нефтепровода, но считает, что Соединенные Штаты могли бы быть более  вовлеченными в отстаивание проекта.   

Однако даже его сторонники признают, что трубопровод изначально не будет  поставлять  достаточно газа, чтобы внести большой вклад в энергобезопасность.

Первоначальный план для трубопровода  –  16 миллиардов кубометров природного газа в год – с 6000 млн. кубометров, которые будут использоваться в Турции, а остальные  пойдут в  Италию и  на более обширные европейские рынки.

Для сравнения, Россия  поставляет около 140 миллиардов кубометров в год в Европу, в то время как общий спрос Европейского союза составляет около 400 миллиардов кубометров в год.

«На данный момент  мы не   имеем проблем  безопасности   и не рассматриваем проект   как конфронтационный фактор  с Россией», – отметил Элин Сулейманов.  Он полагает, что проект не может вызвать потенциальную тревогу в Москве. «Объем проекта недостаточен,   чтобы непосредственно бросить вызов российским правилам», – отметил он.

Но он и другие сторонники также признают, что  значение трубопровода  плюс потенциал для расширения проекта  обещает больше, чем первоначальные цифры.

«Важно то, что разработка маршрута позволит поставить  нероссийский газ в определенную  часть  Юго-Восточной Европы, которая  сейчас полностью зависит от импорта российского газа», – заявил в связи с этим Эд Чоу, старший научный сотрудник энергетической и национальной безопасности программы Центра стратегических и международных исследований.

«Даже струйка газа, который обходит Россию,  представляет угрозу», – так считает  Майкл Рубин, бывший  внештатный советник Министерства обороны   по Ирану и Ираку, сейчас работающий   в Американском  институте  предпринимательства.  «Не делайте ошибки  –  азербайджанский трубопровод  является угрозой для Владимира Путина». 

Газ, передаваемый по этому трубопроводу,  будет  помощью  Юго-Восточной Европе, в том числе  для потребителей газа в  Болгарии, которая в настоящее время получает все свои 3 млрд. кубометров газа в год из России. Проект может также дать экологические выгоды,  помогая Албании начать заменять  газом уголь.

Кроме того, существует потенциальная возможность для расширения трубопровода,   получив более 30 триллионов кубических футов  азербайджанского запаса газа.    Проект может также   быть связан с потенциальным Транскаспийским газопроводом, который принесет газ из других бывших советских республик  –  таких как Туркменистан и Казахстан.

Другая возможность – природный газ с севера Ирака,  для  Восточного Средиземноморья и, возможно, Израиля, который получает 40 процентов своей нефти из Азербайджана. И проект можно было бы увязать с инфраструктурой к северу от Албании и до Адриатического побережья Хорватии, которая уже интегрирована в трубопроводную сеть с Венгрией, пишет аналитик.

«Вы видите, что потенциал дополнительного газа, поставляемого через Южный газовый коридор,  является реальным  и его  влияние ощущается в Европе , – заявил Хохштейн. – Это довольно большая «головоломка», однако проект поможет Европе  диверсифицировать свои энергоносители.   Южный коридор имеет большое значение».

Автор статьи отмечает, что Южный газовый коридор свяжет трубопроводы, которые транспортируют газ  на «акробатическом»  пути через Грузию, Турцию, Грецию, Албанию и в конечном итоге  – в Италию. Он будет включать  семь стран и 11 компаний, инвестирующих в проект.

Азербайджан идет на все это для того, чтобы быть связанным с Европой,  считает  Бренда Шафер, аналитик    Джорджтаунского университета евразийских, российских и восточноевропейских исследований. «Единственный способ сохранить свой ​​суверенитет –  иметь прочную связь с Западом», – отмечает она.  «Это политическая стратегия  – говорит аналитик.  –  Речь идет не   просто  о подаче газа».

ВР имеет самый большой финансовый интерес в газе. Россиская  нефтегазовая компания «Лукойл»  имеет 10-процентную долю в газовых месторождениях, которые поставляет трубопровод.

Но проект  заблокирует Россию от контроля  Южно-Кавказского  коридора  – важного энергетического  моста между Европой и Центральной Азией. А это может навлечь на себя гнев Москвы.

По мнению ряда экспертов, посетивших Азербайджан, в стране больше обеспокоены Россией, чем Ираном, с которым отношения уже улучшаются, отмечает автор статьи.  Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился на прошлой неделе с Верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в Тегеране, напоминает Гуд.

В прошлом месяце Азербайджан присоединился  к другим советским республикам, поддержавшим   резолюцию  ООН против присоединения к России Крыма. Голосование продемонстрировало  разделение  стран  Кавказа и   Центральной Азии   с такими странами как Армения, голосовавшими против принятия решения, и Казахстаном и Туркменистаном,  которые  воздержались или не участвовали  в голосовании вообще.

Элин Сулейманов  говорит о том, что не видит прямой связи между трубопроводом и кризисом в  Украине. Однако он подчеркивает, что  проект может  укрепить  стабильность в регионе.  «Никто не застрахован от сепаратистских движений», –   сказал он.

Проект трубопровода  – результат усилий  со стороны США и Европы в середине 1990-х,  для способствования западным инвестициям в Азербайджане и в других странах региона. Тогда  «Лукойл» и государственная нефтяная и газовая компания Ирана «попали на борт»,  получив  10-процентную финансовую долю  в  азербайджанском газе, который будет подпитывать трубопровод.

Первый этап проекта Шах-Дениз – обеспечение 8 миллиардов кубических метров газа в год из Азербайджана в Грузию – был завершен в 2006. Большая  его часть   используется в Турции.

Второй этап  – бурение скважин в 2007 году, которые «пообещали» новые газовые запасы  в Азербайджане. Это привело   к газовым соглашениям, подписанным с покупателями в Италии, Греции и Болгарии и окончательному  инвестиционному  решению для продвижения вперед с расширением в Италию.

В Вашингтоне   член палаты представителей Майк Тернер (Огайо)  предложил при поддержке 56 коллег   резолюцию в Палате представителей, призывающую к поддержке проекта Южного газового коридора в целях укрепления энергетической безопасности европейских стран.

Тернер помог также в  организации брифинга   на Капитолийском холме для членов Конгресса и сотрудников посольства с участием Рауфа Мамедова, главы  офиса США в Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики.

Около 40 демократов и республиканцев  присутствовали на  встрече. В ней также участвовали   представители   18 посольств, в основном из Восточной Европы и  Балкан, а также  организации, продвигающие демократию в Восточной Европе. Организаторы  сообщили, что цель  мероприятия –   обсуждение и изучение    заинтересованных сторон  в поиске  дополнительных источников газа для Европы.