Политолог: встреча в Сочи продемонстрировала противоречия между посредниками в карабахском урегулировании

Сочинская встреча президентов Азербайджана и Армении с участием президента РФ выявила геополитические противоречия между посредниками в карабахском урегулировании.

 

Как передает AZE.az, об этом заявил директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу в среду на очередном брифинге «Карабахский час». 

Трехсторонняя встреча президентов РФ Владимира Путина, Азербайджана Ильхама Алиева и Армении Сержа Саргсяна по проблеме Нагорного Карабаха состоялась 10 августа в сочинской резиденции главы российского государства «Бочаров ручей» на фоне роста напряженности в зоне карабахского конфликта, пишут Новости-Азербайджан.

«Со всех точек зрения инициатива президента РФ Путина, направленная на проведение данной встречи – это новый этап в нагорно-карабахском урегулировании», – сказал Ахмедоглу.

Во-первых, Владимир Путин, недавно приступивший ко второму этапу президентства, намерен, используя урегулирование нагорно-карабахского конфликта, донести свои ключевые послания до мировой общественности в целом, и стран региона в частности, считает он.

«С полной уверенностью можно сказать, что Путин не допустит провала данной инициативы и девальвации собственного имиджа», – подчеркнул политолог.

Во-вторых, главной причиной, подтолкнувшей президента РФ к выдвижению инициативы о проведении встречи президентов Азербайджана и Армении, является влияние военного фактора.

«Военная активность  в регионе нагорно-карабахского конфликта достигла того уровня, когда в любой момент грозит перерасти в войну. Как следствие, войну, начавшуюся в Нагорном Карабахе, заинтересованные стороны могут достаточно быстро распространить на регион Северного Кавказа. Это, в свою очередь, может стать серьезным ударом по России, которая, в случае обострения ситуации на южных рубежах,  будет  вынуждена отступить от продвижения своего сценария развития ситуации в Украине и Сирии», – отметил Ахмедоглу.

По его словам, очевидно, что в военных инцидентах, произошедших в последнее время в регионе нагорно-карабахского конфликта, Путин усматривает целенаправленную мотивацию Запада, потому и незамедлительно выдвинул эту инициативу.

Виновником роста напряженности и числа военных инцидентов в регионе нагорно-карабахского конфликта является исключительно Армения, считает эксперт. Армения не выводит свои войска с оккупированных территорий и блокирует все возможности урегулировать нагорно-карабахский конфликт мирным путем.

«В Армении полагают, что именно сейчас наблюдается минимальное различие в соотношении военного потенциала Азербайджана и Армении. Но с течением времени уже существующее военное превосходство Азербайджана будет лишь увеличиваться, и если Армения намерена продемонстрировать свои возможности на военном направлении, то целесообразно сделать это именно сейчас, потому что потом будет поздно», – сказал директор Центра политических инноваций и технологий.

С другой стороны, в настоящее время военные связи Армении с США и НАТО достигли определенного пика, полагает он.

Кульминационный период этих связей, по мнению Ахмедоглу, характеризуется следующими процессами: первое – несмотря на призывы ОДКБ о разрыве связей с НАТО, министерство обороны Армении не отреагировало на это требование, а, напротив, еще более укрепляет связи с НАТО;

второе – военные чины ряда штатов США совершили визиты в Армению, а армянские военнослужащие – в штаты США;

третье – военные инструкторы США и Великобритании обозначили необходимые направления деятельности школы сержантов в Армении;

четвертое – заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян совершил визит в США, где провел встречи в Госдепартаменте, Белом доме и ООН на очень высоком уровне;

пятое – Министерство обороны Армении, взяв под контроль МЧС страны, фактически утвердило свою монополию  на все военизированные группировки Армении.

МЧС Армении является полувоенной структурой, укрепленной посредством США, отметил политолог.

«Совершенно очевидно, что все процессы в Армении поставлены на военные рельсы. Армения оценивает все текущие процессы не в ракурсе экономических и политических критериев, а именно через призму военного сценария, анализирует ситуацию и отвечает военной риторикой», – сказал Ахмедоглу.

По его словам, безусловно, Россию должен обеспокоить рост военных инцидентов на карабахском направлении на фоне наращивания военных связей между США и Арменией. Однако укрепление американо-армянских военных связей – не единственная причина. Как известно, посол США в Армении Джон Хефферн призвал армянское руководство присоединиться к антироссийским санкциям, принятым США; кроме того Хефферн заявил, что сопредседатели МГ ОБСЕ не смогут принять участие в Сочинской встрече и тем самым попытался бойкотировать Сочинскую встречу. В результате сопредседатели на самом деле не приняли участия в Сочинской встрече.

«Совершенно очевидно, что американский сопредседатель Джеймс Уорлик и посол Джон Хефферн в своих официальных заявлениях взяли курс на принижение роли России в региональных процессах», – подчеркнул директор Центра политических инноваций и технологий.

Другой важный момент, который имел место на трехсторонней встрече президентов – президент РФ Владимир Путин предложил особую роль России в нагорно-карабахском урегулировании. Если Азербайджан принял и поддержал данный посыл, то Армения, напротив, отвергла это предложение Путина, отметил политолог.

«Налицо резкие противоречия между США и Россией в вопросе нагорно-карабахского урегулирования. Эти процессы приобрели открытый характер. Противоречия между двумя посредниками может стать, тем не менее, активным механизмом в урегулировании нагорно-карабахского конфликта», – считает Ахмедоглу.

Вместе с тем, он уверен, что, какие бы факторы ни проявлялись в этом процессе, ведущим механизмом в нагорно-карабахском урегулировании сегодня могут рассматриваться действия Азербайджана на этом направлении.

«Никто и ничто не может противодействовать Азербайджану на этом пути. Возникшие геополитические противоречия между посредниками через некоторое время могут создать Азербайджану дополнительный ресурс в урегулировании нагорно-карабахского конфликта», – заявил политолог.