Президентский треугольник в Армении и «два карабахца»

Экс-президент Роберт Кочарян и глава его офиса Виктор Согомонян выразили однозначно негативное отношение к предстоящим конституционным реформам в Армении. Произошло это на следующий день после того, как парламент утвердил проект решения о назначении референдума и, фактически, текст конституционных поправок.

Как сообщает AZE.az, в день заседания парламента у его забора собрались около трехсот человек, протестующих против конституционных реформ, пишет «Лрагир». Многие не были знакомы с окончательным текстом, но заявляли о принципиальном отторжении изменения Конституции. Однако, протесты прошли на удивление безобидно, и действия манифестантов и полиции не получили соответствующего публичного резонанса.

Видимо, кто-то рассчитывал на более шумные протесты, возможно, даже на какие-то действия вечером и ночью. И не случайно интервью Кочаряна появилось утром, когда стало ясно, что протесты не возымели никакого эффекта.

В ход пошел план «Б», и Виктор Согомонян заявил, что если Кочарян пожелает, то он может возглавить партию и, согласно новой структуре, получить в 2017 году большинство в парламенте и стать главой государства. Он, правда, не сказал, что это за партия,  успеет ли она до 2017 года получить общественную поддержку и чем будет отличаться от РПА.

Можно полагать, что Кочарян принял предложенные Сержем Саркисяном правила игры, и в этих условиях ждать протестов и недопущения конституционных реформ не приходится. Кочаряну надо просто определить, на какой должности он может стать «главой государства», и стремится к этой должности.

Кто будет главой государства в Армении? Этот вопрос действительно очень важен. Согласно проекту Конституции, главой государства считается президент, однако, на деле единоличного главы государства не будет. Премьер в военное время становится главнокомандующим, а в мирное время армией командует министр обороны, появляется должность вице-премьера, который будет курировать внешнеполитический курс, а большая власть будет сосредоточена в руках спикера парламента и лидера правящей партии.

Для Армении, которая 24 года живет в условиях четкой вертикали власти – сначала вертикально стоящего президентского треугольника, а потом такого же вертикального «карабахского дуэта» – такое горизонтальное распределение власти непривычно. И старые акторы отчаянно пытаются найти верх вертикали.

Серж Саркисян инициировал конституционные реформы, чтобы не оказаться в нижней части треугольника и не увидеть наверху одного из трех президентов. Он изменил положение треугольника из вертикального в горизонтальное. А вернее, не треугольника, а вектора «два карабахца», и он тоже стал горизонтальным. Это и есть предложение Сержа Саркисяна Кочаряну.

В этом смысле заявления Дашнакцутюн о том, что конституционные реформы – это шанс сменить власть, вполне обоснованы. Обосновано даже заявление Виктора Согомоняна о том, что Кочарян может возглавить партию и прийти к власти. Вполне вероятно, просто власть уже будет не абсолютной, как сейчас и раньше.