В Армении «карабахская карта» бита

Президент Серж Саркисян оказался перед лицом армянского народного восстания.

Как сообщает AZE.az, Аналитический центр АПА пишет, что «метод «кормления народа сказками» может быть эффективным лишь определенное время, но перед объективным факторами долго не устоит».

Несмотря на то, что социальные проблемы в Армении из года в год становились все острее, систематических крупномасштабных массовых акций в стране не наблюдалось. Здесь основную роль играла подчиненность массового сознания чувству страха. Общество воздерживалось от акций, способных привести к политическим изменениям из-за фактора Нагорного Карабаха. В армянском обществе имеет место страх, связанный с тем, что в случае нарушения стабильности в стране, Азербайджан может начать боевые действия, которые могут привести к освобождению Нагорного Карабаха.

Серж Саркисян всегда использовал это чувство в своих политических интересах, и тезис «если не мы, то Карабаху конец!» являлся основополагающим в неофициальной пропаганде.  Даже сегодня, когда в пяти армянских городах продолжаются протестные акции, медиаресурсы Саркисяна пытаются урезонить массовое сознание вышеупомянутым тезисом.

Следует признать –  теория о том, что «контроль над Карабахом зависит от общественно-политической стабильности» с точки зрения саркисяновской власти имел определенный эффект. Правящая партия стремилась управлять массами посредством страха, и это ей удавалось. Однако даже опасность потерять Карабах сегодня не приходит на помощь армянской власти. По разным причинам…

Фактор молодежи. В Армении уже сформировалось новое поколение, которому неведомы  горечи войны. Новое поколение иначе смотрит на процессы, происходящие в стране. Понимает, что Саркисян использует Карабахскую карту сугубо в личных интересах. Влиять на сознание молодежи методами советской пропаганды, которые широко используются в Армении до сих пор, все сложнее.

Молодежь считает, что жить нищенской  жизнью в 21 веке абсурдно. Именно с этим связано то, что движущей протестной силой сегодня являются не бюджетники, а также социальный слой, по которому непосредственно бьет повышение тарифов на электричество, а именно молодежь.

Фактор миграции. В Армении всегда были те, кто понимал – нагорно-карабахский конфликт приносит стране больше вреда, чем пользы. Данная социальная прослойка составляла даже большую часть населения страны. Речь о тех, кто ощутил непосредственно на себе влияние конфликта, о тех миллионах, кто видел единственный путь из этого «беспросветного болота»  в том, чтобы покинуть страну.

Согласно разным подсчетам, за последние 27 лет, две трети граждан Армении распрощались с родиной. Разумеется, основная причина лежит в экономической плоскости, но уходящие легко осознают, что первоисточником этих проблем является нагорно-карабахский конфликт. У проблем, связанных с миграцией в Армении не только экономические и демографические корни, это своего рода форма протеста против политики властей. 

Потому что тезис «контроль над Карабахом зависит от общественно-политической стабильности» вовсе не делает среднестатистического армянина сытым. Люди обнаруживают, что этот тезис отвечает лишь властным интересам. Однако, как и во всех тоталитарных странах, где смена власти невозможна демократическим путем, люди остаются перед выбором: смириться с тем, что режим Саркисяна будет у власти вечно, даже если он каждый день приближает страну к пропасти, или же покинуть ее. Уровень миграции подтверждает, что армяне предпочитают второй путь.

Экономический фактор. Армянское общество склонно предаваться иллюзиям, причем иногда это принимает клинические черты. Власть всегда использовала сию общественную слабину, уверяя, что наградой за все страдания и невзгоды станет «Великая Армения», «Нагорный Карабах станет общепризнанным независимым государством» и т.д. 

Метод  “кормления народа сказками” может быть эффективным лишь определенное время, но перед объективным факторами долго не устоит. А он заключается в экономике. 40% населения Армении живет за чертой бедности, Центробанк страны признал сокращение темпов экономического развития, объем денежных переводов из-за рубежа ежегодно уменьшается, и, наконец, стремительно растут цены на продовольствие. Достаточно привести лишь один факт – в случае повышения цен, каждой армянской семье придется платить за год 876 долларов за потребляемое электричество. Что означает, что каждая семья зарплатой за несколько месяцев будет оплачивать только тарифы за электроэнергию. Проблемы фактически поставили армянское общество на колени, а правительство, пытающееся поправить экономические дела за счет повышения цен на свет, выглядит недееспособным.

Психологический фактор. Основную роль в неспособности власти использовать нагорно-карабахский фактор для успокоения общества играет психологический фактор. Главный психологический аспект заключается в следующем – режим Саркисяна не в состоянии дать надежду армянскому обществу. Так как членство в Евразийском экономическом и Таможенном союзах сужает и без того ограниченную политическую свободу. Введенные после вхождения в Таможенный союз тарифы стали причиной повышения цен. И это вызывает сомнения относительно верности принятого правительством решения.

Принятые на международном уровне резолюции, озвученные заявления привели к тому, что общество начало осознавать – как независимость Нагорного Карабаха, так и идеи про «Великую Армению» не что иное, как утопия. Достаточно назвать лишь недавнее решение Европейского Суда по Правам Человека, подтвердившего, что Армения является страной-агрессором. Подобные решения настраивают армянское общество на пессимистический лад относительно дум о будущем, а самые практичные начинают выходить на улицы.

Есть все основания полагать, что протесты в Армении будут продолжаться еще некоторое время. Для выхода из сложившейся ситуации у режима есть три пути.

Первый – власть может подавить акции протеста силой, этот вариант реален, но его эффективность вызывает сомнение.  Так как разгон первой демонстрации не привел к желаемым результатам, наоборот, масштаб и география протестов увеличились.

Второй – правительство принимает требования протестующих, в дело вмешивается Кремль,  дочерняя компания «ИнтерРАО» отзывает свою заявку на повышение тарифов на электроэнергию, а парламент в связи с этим принимает соответствующее решение. Этот вариант может приостановить протесты, но может также послужить стимулом для следующих. В армянском обществе возобладают мысли о том, что власть испугалась и поспешно ретировалась. В таком случае, даже небольшая проблема в дальнейшем может привести к масштабным акциям.

Третий, самый правдоподобный вариант развития событий – продолжение политики насаждения страха. Самый оптимальный метод его проведения – разыгрывание «военной карты». Создание напряженности на линии соприкосновения войск, эскалация военных действий позволит режиму Саркисяна еще долго держать общество в трепете.

Но… У этого испытанного метода сегодня есть один существенный недостаток, в случае обострения конфликта успешный ответ Азербайджана может привести режим Саркисяна к краху. У Саркисяна нет четвертого пути, так как процессы ведут к армянскому «Майдану» и вместе с ним тяжелым последствиям для его режима.