Барак Обама ударил по ближнему кругу Путина с целью «быстро остудить эйфорию от захвата Крыма». ЕС боится разрыва с Россией, но покушения на Украину не простит.
Как сообщает AZE.az, в понедельник администрация Обамы приняла меры, чтобы наказать Россию за аннексию Крымского региона при помощи ряда финансовых санкций. Московская политическая элита в ответ на это либо рассмеялась, либо пожала плечами… Однако в четверг смех внезапно перешел в испуг после нового ряда санкций США, пишет Time.
Министерство финансов США опубликовало черный список из 16 правительственных чиновников и четырех членов так называемого "ближайшего окружения" Путина. "Теперь это личное", – пишет издание, отмечая, что в своем пояснении к черному списку Министерство финансов США упоминает дачный кооператив "Озеро". Для человека, настолько преданного своим друзьям, как Путин, это превратит данный конфликт в личную вражду, предполагает газета.
"Секреты больше не хранятся", – отмечает Time. Министерство финансов США заявило, что у Путина есть капиталовложения в компании Gunvor, одном из крупнейших в мире нефтеторговцев. По мнению издания, эта маленькая "бомба" содержит косвенное предупреждение: "Белый дом знает о богатстве Путина кое-что, обнародования чего тот не хотел бы".
"Инсайдеры лишены неприкосновенности. Теперь в числе объектов санкций оказались не только чиновники, но и компании и организации, которые не имеют возможности перевести свои средства домой", – отмечает издание, приводя в качестве примера банк Россия, "управляемый одним из близких соратников Путина", и компании братьев Ротенбергов.
"Администрация Обамы наложила санкции на 16 высокопоставленных российских официальных лиц, а также на четверых из лучших друзей Путина, которые за последние десять лет, как по волшебству, сделались мультимиллиардерами", пишет New Republic.
Санкции станут болезненными: эти люди контролируют значительную долю российской экономики, а принятые меры фактически отсекут их от мировой финансовой системы. "Но есть люди, которые не включены в список, а тем не менее ежатся в ожидании удара. Это российские либералы. В большинстве своем они ужаснулись вторжению в Украину и радуются, когда Запад наказывает приятелей Путина, но они знают: Кремль не в силах нанести ответный удар Вашингтону и выместит свой гнев на них", – отмечает издание.
Путин уже воспользовался хаосом в Крыму, чтобы под шумок надавить на независимые СМИ и отправить под домашний арест Навального, "а в выступлении во вторник наконец-то произнес вслух то, что он думал с самого начала, как мы знаем: назвал либералов "пятой колонной" и "предателями". Гонения крайне ужесточатся, считает издание. Если Брюссель и Вашингтон серьезно относятся к правам человека и демократии, они должны протянуть руку помощи тем, кто неизбежно станет "мальчиками для битья", говорится в статье.
США ударили в самое сердце ближнего круга президента России Владимира Путина, наложив санкции на 20 человек из его окружения и банк, имеющий отношение к его приближенным, пишет The Financial Times. Так, американский ответ на аннексию Крыма вызвал немедленную смену владельца компании Gunvor (4-й крупнейший нефтяной трейдер в мире). Геннадий Тимченко продал принадлежащие ему 43% акций, чтобы обеспечить "непрерывную и бесперебойную операционную деятельность".
Введение дополнительных санкций против России заставило рейтинговое агентство Standard&Poor's изменить ее кредитный рейтинг со "стабильного" на "негативный". ЕС, со своей стороны, добавил 12 имен к списку граждан России, подвергшихся санкциям, среди них – один журналист. Предположительно, речь идет о Дмитрии Киселеве, говорится в статье.
По словам американской стороны, россияне, подвергшиеся санкциям, лишатся доступа к американской финансовой системе и начнут испытывать затруднения при совершении транзакций в долларах. В список, в частности, попали глава администрации президента Сергей Иванов, помощник Путина Андрей Фурсенко, лидер партии Справедливая Россия Сергей Миронов и глава РЖД Владимир Якунин. Санкции также были введены в отношении Банка Россия, принадлежащего Юрию Ковальчуку.
Как пишет Die Welt, на саммите глав государств ЕС в Брюсселе стало ясно, что реакцией Европы на российскую аннексию Крыма станет лишь небольшое ужесточение санкций и дипломатическая изоляция России. Санкции, как подчеркнул австрийский канцлер Вернер Файман, "не являются целью, цель – переговоры".
Экономические санкции в отношении России приняты не были, тем не менее, канцлер Германии Ангела Меркель поручила начать подготовку таковых. Сейчас рассматриваются три возможных варианта: оружейное эмбарго, ограничение деятельности российских банков в ЕС и запрет на экспорт в Россию европейского высокотехнологичного оборудования. По словам Меркель, пишет газета, экономические санкции последуют лишь в том случае, если Россия после Крыма захочет заполучить контроль над другими регионами Украины – Востоком и Югом.
Между тем, в ЕС имеются различные мнения относительно необходимости введения экономических санкций против России. В отличие от Великобритании и ряда восточноевропейских государств, Кипр и Италия не приветствуют санкции, опасаясь вреда для своих экономик. Больше всего дискуссий вызывает бойкот на импорт российских нефти и газа в случае нарастания российской агрессии. "Мы не имеем ничего против запрета на поставку вооружений, – заявил канцлер Австрии Файман. – Но энергетический сектор – это та отрасль, которая важна для обеих сторон".
Шахматист Гарри Каспаров со страниц The Washington Post критикует западных политиков за нерешительность в противостоянии Путину. Главная проблема Запада состоит в убеждении, что Путину и его правящей элите есть дело до национальных интересов России. "Им нет до них дела, за исключением некоторых областей, где эти интересы пересекаются с их задачей награбить как можно больше денег, – пишет Каспаров. – Давно пора перестать слушать профессоров с их лекциями о том, чего никогда не сделает Путин, и самое время начать реагировать на то, что он делает, – пока он не сделал это снова".
С точки зрения Каспарова, "существует множество рычагов, при помощи которых можно оказать давление на Путина, но для этого необходимо посмотреть в глаза горькой правде". В частности, надо понять, что годятся только те санкции, которые "прямо или косвенно ударяют по его власти. Это единственное, что волнует Путина, потому что он знает, что бывает с людьми в его положении, когда они власть теряют". Кроме того, западные лидеры должны понять, что "с Путиным нельзя иметь дело, не может быть никакого взаимовыгодного сотрудничества в обычном режиме", настаивает автор. "Путин безнадежен, как безнадежна сама Россия до тех пор, пока он не уйдет".
"Введите санкции против поддерживающих Путина элит, преследуйте членов их семей, с пристрастием изучите их компании, – советует Каспаров. – Если для того, чтобы разобраться с бандитами-миллиардерами, которые потакают этому опасному режиму, существующих законов мало, напишите новые. И делать это нужно быстро. В конце концов счет пойдет не только на деньги, но и на человеческие жизни".
"У представителей московской финансовой элиты возникает тревога", – говорится в еще одной статье британской The Financial Times . "Самые очевидные признаки нервозности – обрушение валюты, понижение цен на акции и облигации – вряд ли можно считать неожиданными, – говорится в статье. – Однако опасения как среди банкиров, так и среди инвесторов связаны с тем, что в случае сохранения напряженности косвенное воздействие на финансовый сектор – и, соответственно, на российские компании, а также на более широкие перспективы роста экономики – может оказаться более глубокими".
Причины достаточно ясны, отмечает издание. "Российский банковский рынок является более уязвимым по причине существующей комбинации факторов: относительно слабо развитые финансовые структуры, недавний быстрый рост, а также высокий уровень зависимости от внешних заимствований. Даже при отсутствии полномасштабных санкций отмечаются поспешные двусторонние действия, направленные на возведение барьеров вокруг российского финансового сектора. Российские компании и банки сняли миллиарды долларов с депозитов в американских и европейских банках, опасаясь того, что эти деньги могут быть арестованы или заморожены в случае введения жестких санкций", – говорится в статье.
США должны продолжить усиление санкций в отношении России, пишет The Washington Post, подчеркивая, что новые меры администрации по-прежнему тщательно взвешены. Цель Обамы – причинить экономическую боль Путину и его ближнему кругу финансистов и дружков, а не российской экономике в целом. Сам Путин не назван, но его личный банкир и банк отлучены от финансовой системы США, как и ключевые помощники и несколько давних друзей, ставших миллиардерами в его правление.
Теперь будет показательным, прекратит ли Путин устойчивое нагнетание обстановки, начавшееся три недели назад. "Путин и его политическая элита, похоже, упиваются своей эйфорией после успешного захвата Крыма и скептически оценивают готовность Запада ответить. Если последние санкции не отрезвят их быстро, Обама должен будет без колебаний их расширить, распространив с внутреннего круга Путина на столпы российской экономики", – заключает издание.