Вице-премьер РФ, глава попечительского совета Фонда перспективных исследований Дмитрий Рогозин в своей статье в «Российской газете» сообщил о проектах достижения рентабельности космических программ, разработке нацпроекта «Изучение дальнего космоса» и том, как санкции Запада могут способствовать научно-техническому прорыву в России.
Как сообщает AZE.az, вице-премьер Дмитрий Рогозин сформулировал три стратегические задачи: расширение присутствия на низких орбитах и переход от их освоения к использованию; колонизация Луны и освоение окололунного пространства и переход к освоению Марса и других объектов Солнечной системы.
"Наша страна была обречена стать великой космической державой с самого рождения нашей государственности. Это предопределялось национальным характером русского народа, привыкшего мыслить глобальными категориями и готового жертвовать бытом ради идеи.
Русский космос – это не только устойчивое определение того пространства в мире, которое занимает отечественная космонавтика и ракетно-космическая индустрия. Русский космос – это вопрос самоидентификации нашего народа, это синоним русского мира. А потому Россия не может жить без космоса, вне космоса, не может притупить свои мечты о покорении неизведанного, манящего русскую душу", – пишет Рогозин.
Вице-премьер напомнил о том, как развал Советского Союза "по-живому разрезал сложнейшую кровеносную и нервную систему отечественной космонавтики", в результате чего космодром Байконур оказался на территории суверенного Казахстана, а днепропетровские КБ "Южное" и "Южмашзавод" стали украинскими. Еще одним испытанием он назвал "бездумное проедание" богатейшего научно-технического задела. Теперь, по его словам, при лидирующих позициях России в области пилотируемой космонавтики и наличия второй в мире спутниковой навигационной системы состояние отечественной космонавтики в целом далеко от благополучия.
В качестве важнейших задач гражданской космической политики России Рогозин видит формирование рынка космических услуг и его насыщение, а также создание опережающего задела по изучению и освоению ресурсов дальнего космоса.
При этом, по словам вице-премьера, успешность социально-экономического развития России напрямую связана как минимум с двумя направлениями космической отрасли – космической связью и дистанционным зондированием Земли. Здесь потенциальной проблемой, отметил Рогозин, является необходимость отечественных разработок электронно-компонентной базы для космической техники. Поэтому Роскосмос уже дал поручение Военно-промышленной комиссии взять на себя роль интегратора и заказчика высококачественной электроники.
В своей статье Дмитрий Рогозин упомянул о существующих конкурентных разработках, в том числе беспилотном корабле Cygnus, разработанном частной американской компанией, корабле Dragon компании SpaceX, европейских и китайских разработках, которые в целом обходятся дешевле, чем российские "ветераны" – "Союзы", "Протоны" и "Прогрессы".
"Сегодня космос практически перестал быть лишь предметом гордости и престижа государства. Из дорогой игрушки он превратился в такую же отрасль производства, как, например, судостроение, автомобилестроение или авиастроение, где есть свои нормы рентабельности, амортизации и прибыли. Все действующие и перспективные космические программы должны рассматриваться через призму их рентабельности, в том числе и программа научных работ на российском сегменте Международной космической станции", – отметил вице-премьер.
В условиях санкций со стороны Запада зампред российского правительства предложил использовать накопленный уникальный опыт для формирования независимой от ненадежных международных партнеров стратегии развития отечественной пилотируемой космонавтики.
В качестве ближайшей перспективы он назвал создание посещаемой лунной и первой инопланетной лаборатории, в которой будет размещен инструментарий изучения глубин Вселенной, опытные производства и научные мощности.
Рогозин предлагает не торопиться и совершить первые высадки и развертывание базы на Луне в 2030 году. "Безусловно, это грандиозная, архисложная, амбициозная задача. Мы понимаем ее сложность, но также понимаем и ее реализуемость", – говорит он.
"Новый вектор развития предусматривает и новые подходы реализации в космонавтике. Это должна быть "другая пилотируемая космонавтика". Есть ли смысл доказывать всему миру то, что мы всем давно уже доказали? Да, Россия способна обеспечивать долговременное пребывание космонавтов на околоземной орбите. Но разве не интереснее ли и прагматичнее обеспечить пребывание космонавтов на лунной научной станции, где вопрос постоянной корректировки орбиты отпадет сам собой? Очевидно и то, что именно с лунной поверхности мы сможем эффективно "доставать" и дальний космос, решая как научные задачи, так и такие специфические проблемы, как борьба с астероидно-кометной опасностью для Земли", – указывает Дмитрий Рогозин в своей статье.
При этом вице-премьер подчеркивает необходимость создавать не отдельные корабли и модули, а взаимосвязанные системы, чтобы наличие транспорта и технологий обеспечения пребывания человека в космосе затем использовалось для освоения пространства Солнечной системы.
В настоящее время, указывает Рогозин, Роскосмосу, Росатому, Российской академии наук и ряду министерств дано поручение проработать и сформировать предложения о целесообразности реализации нацпроекта "Изучение дальнего космоса". Реализация этого проекта, как предполагается, должна "создать условия для осуществления качественного скачка в решении задачи обеспечения технологической готовности к освоению космических природных ресурсов, солнечной энергии и ресурсного потенциала Луны, Ключевыми моментами должны стать создание ядерных энергетических установок и плазменных технологий преобразования энергии, развитие биотехнологий, робототехники и новых материалов.
Напомним, Дмитрий Рогозин не в первый раз говорит о перспективных планах развития отечественной космонавтики. Ранее он уже требовал сформулировать проекты по освоению Луны. Отметим, в начале 2014 года действительно стало известно о возобновлении российской лунной программы, а в марте стартовала масштабная реформа космонавтики. Однако призывы оставить следы на пыльных дорожках далеких планет с указанием на то, что это отвечает глубинным потребностям русской души, впервые прозвучали после присоединения Крыма.