Участники интеграционного проекта ЕС подводят итоги первой пятилетки.
Как передает AZE.az, в Праге открылась двухдневная встреча на высшем уровне участников программы ЕС "Восточное партнерство" — первая после Вильнюсского саммита, ознаменовавшегося отказом президента Украины Виктора Януковича подписать Соглашение об ассоциации. В Евросоюзе извлекли урок и теперь говорят о необходимости индивидуального подхода к шести бывшим советским республикам, который не подразумевает обязательного подписания масштабных интеграционных документов. Благодаря этому Москва может изменить отношение к "Восточному партнерству", в котором пока видит "инструмент противодействия интеграционным процессам" на постсоветском пространстве.
Место встречи участников программы "Восточное партнерство" было выбрано не случайно: в Праге пять лет назад был дан старт этой инициативе ЕС. Открывая встречу, глава МИД Чехии Лубомир Заоралек с ходу объявил: проект нуждается в трансформации — необходимо применять к его участникам индивидуальный подход. "Именно с автоматического использования таких механизмов, как соглашение об ассоциации, и начались все проблемы. Мы начали забегать в слишком отдаленное будущее",— пояснил господин Заоралек.
Европейский дипломатический источник "Ъ" подтвердил: на встрече в Праге "все держат в уме Украину". В ЕС рассчитывали, что делегацию из Киева возглавит и. о. президента Александр Турчинов, однако в связи с событиями на востоке страны он отправил вместо себя главу МИДа Андрея Дещицу. От министра на встрече ждут информации по поводу того, когда Киев будет готов подписать торгово-экономическую часть соглашения об ассоциации. Напомним, изначально планировалось, что этот документ будет подписан на саммите в Вильнюсе в ноябре. Но тогдашний президент Украины Виктор Янукович в последний момент изменил эти планы. Новое руководство страны заявило о продолжении евроинтеграции, но пока поставило подписи лишь под политической, наименее спорной частью соглашения.
Молдова, Азербайджан, Грузия и Армения представлены в Праге на высшем уровне. Армянского лидера Сержа Саргсяна ждали особо: в прошлом году Ереван также совершил крутой разворот, объявив о переориентации на Таможенный союз. Впрочем, в Брюсселе из приезда господина Саргсяна не делают сенсации. "Наша программа дает участникам широкий круг возможностей. Армения из "Восточного партнерства" не исключена, и я не вижу никаких причин для этого",— заявил собеседник "Ъ" в структурах ЕС. А завотделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей Уткин заявил "Ъ", что Еревану и Брюсселю стоит подумать над поиском "половинчатого формата" — "нового модернизированного соглашения, в котором не будет речи о зоне свободной торговли".
Из числа участников "Восточного партнерства" в Чехию не приехали только представители Беларуси — по сути, страна еще несколько лет назад приостановила участие в программе. В белорусском МИДе решение организаторов пражской встречи не высылать приглашение президенту Александру Лукашенко восприняли болезненно. Там заявили о "несоблюдении основополагающих принципов, которые заложены в Пражской декларации 2009 года,— равноправия и недискриминации" и предупредили: "Восточное партнерство" "трещит по швам".
Заочно ответить Минску попытаются по итогам переговоров в Праге представители ЕС — лидеры нескольких европейских стран, а также еврокомиссар по вопросам расширения Штефан Фюле. Они могут подтвердить скорое подписание соглашений об ассоциации с Молдовой и Грузией, парафированных на вильнюсском саммите. Наверняка будут звучать в Праге и слова о том, что "Восточное партнерство" приносит выгоду всем: и ЕС, и восточноевропейским странам, и даже России.
"Мы никогда не пытались создавать новые разделительные линии в Европе, а, наоборот, предлагаем нашим восточноевропейским партнерам и России вместе работать над созданием единой области процветания, стабильности и демократии",— заявил на днях еврокомиссар Фюле. По его словам, подписание ЕС соглашений об ассоциации с бывшими советскими республиками пойдет на пользу экономическим интересам России. Тем не менее глава МИД РФ Сергей Лавров не раз утверждал: европейская программа — "инструмент противодействия интеграционным процессам с участием России".
"Причина настороженного отношения Москвы к инициативе — сохраняющиеся в российской системе принятия решений стереотипы времен холодной войны: все вокруг видится как раздел сфер влияния",— говорит Сергей Уткин. По его словам, Москве пошло бы на пользу, если бы в свое время она подключилась к "Восточному партнерству". Правда, в том, что этого не произошло, господин Уткин винит не только РФ: "Евросоюзу, возможно, было удобнее взаимодействовать с Россией отдельно, не подключая ее к общему формату,— пояснил эксперт "Ъ".— Да и ряд стран "Восточного партнерства" явно довольны возможностью развивать отношения с ЕС без какого-либо участия Москвы".