«Америка должна активизировать свою роль в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта… Армения пользовалась значительными симпатиями на Западе, но ее политика этнических чисток превратила ее в агрессора в глазах мирового сообщества. Это также привело к международной изоляции страны», – заявил политолог Сванте Корнелл.
Как передает AZE.az, активизация непосредственной роли Америки в продвижении мирной резолюции в урегулировании конфликта в Нагорно-Карабахском регионе является важным шагом, отвечающим не только американским интересам, но и шагом, способным заставить Владимира Путина «перейти к обороне», ослабив его позиции. Об этом пишет в своей статье для издания The Christian Science Monitor директор Института Центральной Азии и Кавказа при Школе перспективных международных исследований Джонса Хопкинса Сванте Корнелл.
В мае этого года исполнилось 20 лет со дня прекращения огня в конфликте между Арменией и Азербайджаном, напоминает автор статьи. «Но это не повод для праздника: конфликт остается нерешенным, и в период после ситуации с Крымом он, возможно, является более опасным и более актуальным, чем когда-либо для интересов США», – отмечает Корнелл.
«Если Крым является последним «замороженным» конфликтом» в Евразии, проблема Нагорного Карабаха – «мать» территориальных конфликтов на постсоветском пространстве. Конфликт вокруг этой горной территории между двумя постсоветскими республиками в стратегически важном Южном Кавказе так и остался нерешенным, несмотря на соглашение о прекращении огня 20 лет назад. Он также задает тон для серии территориальных конфликтов с «геополитическими обертонами» в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье – и, в конечном итоге, в Крыму», – отмечает аналитик.
«Так же, как и Крым, Карабах никогда не был конфликтом с участием только местных жителей. Этот конфликт всегда имел признаки участия третьего игрока: Москвы, которая с первого дня играет ключевую роль в определении исхода конфликта. Это спровоцировало насилие и увеличение вооружения обеих сторон, что привело к тупику, ослабившему обе страны и сделавшему их подверженными давлению со стороны России. По сей день конфликт остается в сфере политики России в режиме «контролируемой нестабильности» между двумя странами. Россия использует конфликт, чтобы укрепить свой контроль над Арменией и ослабить прозападный Азербайджан», – пишет Корнелл.
«В трагической иронии война превратила победителя в проигравшего. Значительно меньшая, чем Азербайджан, с точки зрения богатства, населения и территории, Армения была вынуждена использовать помощь России, чтобы взять под свой контроль не только саму территорию Карабаха, но и семь прилегающих районов Азербайджана. Армения пользовались значительными симпатиями на Западе, но ее политика этнических чисток превратила ее в агрессора в глазах мирового сообщества. Это также привело к международной изоляции Армении», – напоминает автор статьи.
С другой стороны, Азербайджан начал разработку собственных крупных нефтяных и газовых ресурсов, а ВВП страны в настоящее время пять раз больше, чем Армении. В Армении наблюдается сокращение населения, эта республика попала в полную зависимость от России, чтобы сохранить свои территориальные завоевания.
«Название «замороженный конфликт» обеспечивает ложное чувство безопасности. В конце концов, термин вызывает в воображении мысль, что цены за бездействие не будет.
Но с каждым годом риск новой войны растет. По правде говоря, конфликт в настоящее время на пути к еще одному Кашмиру или израильско-палестинскому конфликту: периоды «холодного мира», прерываемые «горячей войной». С моей точки зрения, вопрос лишь в том, какими будут сроки, величина и форма следующей активной части конфликта», – отмечает Сванте Корнелл.
«Эта следующая война не произойдет в «отдаленном захолустье». Конфликт находится на перекрестке Евразии, граничит с крупными державами. Он расположен по обе стороны главного маршрута перекачки каспийских энергоресурсов в Европу. И регион обеспечивает единственный пункт материально-технического доступа, соединяющий НАТО в Центральную Азию и Афганистан. Несмотря на это, международные усилия по прекращению конфликта не радуют. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе создала Минскую группу в 1992 году для ведения переговоров по урегулированию конфликта и статуса региона. Эта группа включает в себя США и Францию в качестве сопредседателей, а также Россию, которая стремится сохранить проблему в «горящем» состоянии», – пишет Корнелл.
Автор статьи полагает, что участие России в урегулировании в качестве посредника было лучше, чем ее саботаж со стороны. Этот прагматизм понятен, считает Корнелл, однако ситуация, по его мнению, требует совершенно иного подхода, чем то, что Вашингтон сделал для достижения доверия. В последние несколько лет в Америке не возражали, когда Москва, вторгшись в Грузию в 2008 году, решила в 2009 году взять на себя ведущую роль в урегулировании конфликта. Никто не спросил, почему Москва играет роль миротворца на Южном Кавказе, пишет автор.
Усилия под эгидой России сорвались, но при этом многие назвали виновниками Армению и Азербайджан, а не Москву.
Вместо того, чтобы активизировать усилия в урегулировании противостояния, Вашингтон стал способствовать турецко-армянскому сближению. Вашингтон, откладывая нагорно-карабахский конфликт «на задний план», не обращал внимания на ущерб, который делал уязвимым надежного американского союзника – Азербайджан. США даже позволили оставаться вакантным посту сопредседателя мирного процесса в течение почти года.
Квалифицированный американский дипломат, Джеймс Уорлик, теперь отвечает за эту работу. Но даже после Крыма администрация Обамы считает, что ее сотрудничество с Россией по карабахскому конфликту является образцовым, пишет автор статьи. «Но единственный способ между США и Россией сохранить сотрудничество гармоничным, – это когда США не делают ничего для продвижения урегулирования, потому что если они сделают хоть что-то, то это вызовет реакцию России», – считает автор статьи.
Скорее всего, представители администрации пока не готовы взять на себя обязательство серьезных усилий в этом вопросе, полагает Корнелл.
По его словам, если США серьезно относится к противостоянию с Владимиром Путиным, бездействие не поможет. Понятно, что администрация до сих пор была сосредоточена на Украине и на санкциях в отношении России. Но идти вперед, наращивая прямую роль Америки в продвижении урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, – важный шаг, отвечающий не только американским интересам, но ставящий Путина в позицию «обороны». «Это не будет легко, но неумение справиться с проблемой создает образ американской слабости, которая играет на руку Путину», – подытоживает Сванте Корнелл.