Павел Фельгенгауэр считает, что в случае Карабаха никакие партнерские отношения и обязательства России не действуют и в настоящее время Россия не видит альтернативы статусу-кво в Нагорном Карабахе.
Как передает AZE.az, российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр заявил Первому Информационному, что в соответствии с соглашениями по ОДКБ, российские гарантии безопасности для Армении не относятся к Карабаху.
«Например, это в какой-то степени относится к Турции, российские войска в Армении гарантируют защиту Армении от агрессии со стороны Турции, но Карабах не включен в ОДКБ, поэтому не будет включен в российские интеграционные проекты. Так что, в случае нового Карабахского конфликта, и в случае Карабаха, никакие партнерские отношения и обязательства не действуют», – сказал он.
«В настоящее время Армения должна присоединиться к Евразийским интеграционным проектам без Карабаха, поскольку Москва не собирается резко ухудшить свои отношения с Азербайджаном. Если там начнутся серьезные столкновения, в Москве начнут думать, будут стремиться оказать поддержку, чтобы не возник кризис, но трудно представить автоматическое участие России в армяно-азербайджанском конфликте, или взаимных обстрелах. Хотя окончательные решения будут приняты в Кремле. Но, до этого, поскольку мы не хотим ухудшения отношений с Азербайджаном, было принято четкое решение о том, что Армения входит в Таможенный союз без Нагорного Карабаха, как в ОДКБ», – сказал эксперт.
В документах зафиксировано, что в случае нападения на одного из государств-членов, должны начаться совещания. Понятно, что дальние страны-члены ОДКБ ко всему этому не будут иметь отношения, они ничем не смогут помочь. Например, когда на границе России, в связи с украинским кризисом, бывают обстрелы, Россия не обращается к ОДКБ, и похоже, что и не обратится, так и Армения не обращается, поскольку реального конфликта пока нет. Во всяком случае, если будут серьезные столкновения, то не только со стороны ОДКБ, но и прямо из Москвы, возможно, посредством неофициальных соглашений, будет оказана эта поддержка, сказал военный эксперт.
«А если все усложнится, то между Ереваном и Москвой могут начаться неофициальные совещания. Принципиально Россия рассматривает Армению как партнера, но Азербайджан также является важным партнером, хотя, в последнее время у нас есть недовольство по поводу того, что Азербайджан слишком сблизился с Западом, но это недовольство не настолько велико, чтобы разорвать отношения или идти на открытую конфронтацию с Баку. Москва и с Ереваном, и с Баку стремится сохранить хорошие отношения, поскольку нас интересуют не только армяно-азербайджанские споры, но и установление российского влияния на Закавказье. Армения важна, но Азербайджан тоже важен», – сказал он.
Эксперт признал, что с 90-ых годов используется система замороженных конфликтов для сохранения со стороны Москвы рычагов влияния в отношении двух конфликтующих сторон – Приднестровье, Карабах: «Действительно, это стало обычным явлением. Хотя нельзя сказать, что Москва никогда не хотела урегулировать нагорно-карабахский конфликт, поскольку несколько лет назад были приняты меры российскими посредническими усилиями, но ничего не получилось, и сейчас тоже понимают, что ничего не получится. Горячая война в этой зоне вообще не исходит из интересов России, тем более, что по причине украинского кризиса у России почти не осталось свободных сил, чтобы использовать в случае обострения в Закавказье. У России нет ни средств, ни сил, чтобы воевать на двух фронтах. В настоящее время Россия не видит альтернативы статусу-кво, это однозначно. Сегодня у России нет никаких ресурсов, чтобы думать об этом».
Говоря о вступлении Армении в ЕАЭС, эксперт отметил, что с Серж Саргсян пытался договориться вступить с Карабахом, но получилось так, что Астана выступила против этого, и возникло напряжение вокруг этого, поскольку решения должны приниматься единогласно.
Конечно, Москва приветствует пророссийский выбор Армении, но проблем много, и они носят непрерывный характер. Например, последней проблемой было разногласие России с Беларусью и Казахстаном по поводу повышения таможенных пошлин на украинские товары. В ТС возникает много серьезных проблем. Армения, а также Беларусь и Казахстан должны смириться с тем, что там все довольно сложно, переговоры будут довольно резкими, считает эксперт.