Отечественные эксперты не могут назвать точную статистику, сколько в нашей стране детей-попрошаек.
Как сообщает AZE.az, глава Альянса НПО по правам детей Набиль Сеидов заявил echo.az, что "согласно статистике, обнародованной Государственным следственным комитетом и Комитетом по делам семьи, женщин и детей, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается около 700 детей-попрошаек. Это только официальная статистика, но если обратиться к неофициальной, то данная цифра гораздо больше. Если верить данным различных отечественных НПО, только в нашей столице около 500 детей-попрошаек. По всему Азербайджану эта цифра гораздо выше".
По его словам, в Азербайджане в 2005 году был принят закон о профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, однако на деле данный закон фактически не работает.
"В Азербайджане функционирует всего один реабилитационный центр для детей-беспризорников. Он находится в столице, но даже он в обозримом будущем может прекратить свое существование, по причине отсутствия финансирования. Говоря о причинах, которые толкают детей на улицу, следует выделить сразу несколько. Некоторые дети оказываются на улице потому, что их заставляют попрошайничать родители или другие взрослые. Но чаще всего мы встречаем на улице тех, для кого попрошайничество – это своеобразная традиция. Речь в данном случае идет о цыганах. На мой взгляд, необходимо разработать государственную программу по защите детей национальных меньшинств. Нельзя оправдывать такое явление, как детское попрошайничество, национальными традициями. Такие родители должны привлекаться к ответственности, в крайнем случае, их нужно ограничивать или лишать родительских прав", – отметил Н. Сеидов.
По словам председателя азербайджанской Лиги защиты прав детей Юсифа Бекирова, взрослые, которые заставляют детей попрошайничать, должны быть лишены родительских прав.
"Возглавляемая мной организация время от времени информирует общественность о таком явлении, как попрошайничество, тем самым выполняя свой гражданский долг. Что касается работы государства, то ничего существенного для того, чтобы на улицах Баку не было детей с протянутой рукой, не делается. Однако государство предпочитает закрывать на эту проблему глаза. Объясняется это очень просто: если родителей лишить права на воспитание ребенка, то эта обязанность ложится на плечи государства. Государство не в состоянии заботиться об этих детях в должной степени, и они уже через какое-то время вновь вернутся к ставшему привычным для них образу жизни", – отметил Ю.Бекиров.
По его словам, на сегодняшний день попрошайничество является одной из форм эксплуатации детского труда. Ю.Бекиров говорит о том, что попрошайничество – это, прежде всего, социальная проблема. По его словам, попрошаек можно разделить на две категории: дети, которые попрошайничают по собственному желанию, например, для того, чтобы поднакопить денег и приобрести, скажем, телефон, а есть те, которых заставляют попрошайничать взрослые.
"Больше всего попрошаек в столице, так как здесь более обеспеченное население, по сравнению с регионами. В регионах попрошайки есть, но в меньшем количестве. Подход к решению проблем попрошаек должен быть комплексным, и государство должно оказывать помощь малообеспеченным семьям и проводить работу с неблагополучными семьями. Работа государства с детьми-попрошайками совсем неадекватна. Государственные структуры до сих пор работают в данной сфере по советской модели, которая не отвечает современным требованиям. Кроме того, многое зависит от самих граждан: если они не будут поощрять попрошаек, давая им деньги, то это явление сойдет на нет", – сообщил Ю.Бекиров.
По мнению Ю.Бекирова, для того, чтобы бороться с этим негативным явлением, нужно для начала знать точную статистику того, сколько у нас в стране детей-попрошаек. По словам же Набиля Сеидова, Альянс НПО уже не один год проводит работу с детьми-попрошайками.
"Почти три года наш Альянс совместно с Министерством образования, Министерством здравоохранения и Глобальным фондом работали с такими детьми, помогали им найти школу, посылали в реабилитационные центры, проводили работу по профилактике преступлений и т.д. Некоторые дети-попрошайки были жертвами насилия, и им нужна была реабилитационная помощь, которую они получали в специальном реабилитационном центре Баку. На данный момент ведется работа с этими детьми уже в индивидуальном порядке.
Кстати, совсем скоро планируется создание по регионам страны центров для проблемных детей. Данные центры создаются при участии Альянса НПО по правам детей, Министерства труда и социальной защиты населения и ЮНИСЕФ. Создание центров планируется в Гяндже и Лянкяране. Помимо всего прочего, здесь будут действовать детские "горячие линии", а также Центры реабилитации детей, совершивших преступления и правонарушения. Также в Уджаре или Гейчае будет открыт центр для детей, подвергшихся насилию. Эти центры начнут свою работу уже с сентября текущего года", – отметил Набиль Сеидов.
Эксперт говорит о том, что для искоренения попрошайничества необходимо, чтобы органы по работе с детьми имели четкое представление о своих задачах и имели средства для их претворения в жизнь. Что касается горе-родителей, которые посылают своих детей на попрошайничество, то и они должны быть в курсе того, что их могут серьезно наказать за это. В том случае, если в семье родители безработные, то они должны обеспечиваться работой со стороны государства или им необходимо предоставлять возможность переквалификации. Все эти профилактические меры позволят уменьшить число попрошаек на улицах городов. С родителями должна проводиться просветительская работа, а с попрошайками – социальная и реабилитационная работа, так как многие из них пережили настоящий стресс.
Н.Сеидов говорит о том, что каждый принимает решение – давать или не давать деньги детям-попрошайкам самостоятельно, но попрошайничество можно искоренить только при помощи государственных механизмов, и для этого нужна работа на местах. Сегодня же ситуация складывается таким образом: полиция отлавливает детей-попрошаек, сажает их в автобус и отправляет по месту прописки. Уже спустя совсем короткий промежуток времени дети оказываются на прежних местах…