С момента обретения независимости после распада Советского Союза в 1991 году, Азербайджан рассматривал Соединенные Штаты в качестве одного из своих главных стратегических партнеров.
Как передает AZE.az, старший научный сотрудник Института Ближнего Востока Jamestown Foundation в Вашингтоне, старший научный сотрудник по ближневосточным исследованиям в школе специальных операций ВВС США (USAFSOS) Алекс Ватанка опубликовал статью в The Hill под названием «Для американцев настало время быть последовательными в постсоветский период» (Time for American consistency in post-Soviet era).
В то время, когда направление американской внешней политики вызывает в мире подчас недоумение, политики в Конгрессе и администрация президента должны быть внимательны, чтобы не оттолкнуть союзников и не посеять сомнения и недоверие к обещаниям Америки, пишет автор статьи.
Азербайджан, проамерикански настроенное, светское мусульманское государство, с богатыми энергорсурсами, является одной из таких стран-союзников.
Некоторые из последних политических маневров США, в том числе несогласованный и в значительной степени беззубый ответ на действия России в Украине, не помогли снизить опасения Баку, отмечает автор.
С момента обретения независимости после распада Советского Союза в 1991 году, Азербайджан рассматривал Соединенные Штаты в качестве одного из своих главных стратегических партнеров. Этот сознательный выбор коренится в вере в американскую силу и надежде на справедливость Вашингтона в посредничестве между спорящими государствами. Азербайджан принял американский «арбитраж» в конфликте с соседней Арменией из-за Нагорного Карабаха, азербайджанской территории, оккупированной армянскими силами с конца войны в 1994 году, напоминает аналитик.
В течение 20 лет Азербайджан терпеливо придерживался убеждения об Америке как о безупречном арбитре, который так или иначе поможет в выработке мирного урегулирования замороженного конфликта на Южном Кавказе. Однако все чаще азербайджанцы задаются вопросом о приоритетах США в контексте соблюдения основных американских ценностей, в том числе уважения территориальной целостности и суверенитета государств.
Тревоги Азербайджана по поводу Конгресса и позиции американской администрации в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта в последнее время усилились из-за присоединения в марте Крыма к России.
Официальные лица в Баку быстро осознали возможное влияние действий Москвы на судьбу других насильственно присоединенных территорий, в том числе нагорно-карабахского региона Азербайджана. Азербайджан сделал смелый шаг, – который мог бы вызвать раздражение его большого соседа – проголосовал против Москвы в ООН по резолюции об аннексии Крыма, в то время как многие из постсоветских государств воздержались, и Армения, наряду с десятью другими «сомнительными» странами, проголосовала против Запада.
Автор отмечает, что азербайджанский народ с тех пор жадно следит за США, надеясь, что Вашингтон сможет дать отпор российскому запугиванию менее крупных соседей и пренебрежению Москвы в отношении территориальной целостности других стран. Как минимум, Баку надеялся, что Соединенные Штаты будут придерживаться тех же принципов при принятии политики по борьбе с международными территориальными спорами. Американские политики в Конгрессе и исполнительной власти, однако, кажется, больше стремятся занять символические геополитические точки против Москвы, чем применять международные законы в вопросе территориальной целостности государств.
Так было в случае с недавним американским проектом в Парламентской Ассамблее ОБСЕ в Баку. 1 июля сенатор Бенджамин Кардин внес резолюцию, которая осудила российскую аннексию Крыма. Россия предсказуемо проголосовала против резолюции. А проамериканский Азербайджан не был в восторге от этого предложения. Территориальная целостность Украины является важной, заявили представители Азербайджана, однако избирательный подход со стороны международного сообщества в отношении территориальных споров в долгосрочной перспективе сделает посмешище из международного права.
Пренебрежение к территориальной целостности государств влияет на целый ряд постсоветских стран. Это не только Украина и Азербайджан, но и проблемы Грузии и Молдовы. Глава азербайджанской делегации Бахар Мурадова заявила, что серьезная резолюция, которая будет касаться всех конфликтов в регионе, была бы гораздо более подходящей в данном случае.
Кстати, такой избирательный подход лучше всего демонстрирует отказ ЕС от упоминания территориальной целостности Азербайджана в предложенном соглашении об ассоциации, отличаясь от соглашений, предлагаемых в Грузии, Молдове и Украине. Это также является одной из причин, почему Баку по-прежнему не решается двигаться вперед в ассоциации с ЕС.
Путаная внешняя политика США озадачивает наших союзников, пишет автор статьи. «И это потенциально имеет серьезные последствия для глобальных рычагов влияния Америки – в том случае, если политика Вашингтона укрепит мнение об американских двойных стандартах или их ненадежности в качестве партнера для других государств», – подытоживает аналитик.