Государства Причерноморья – регион специфический, важный в геополитическом смысле, однако в США пока не проявляют к нему целостное внимание, полагает аналитик Джордж Фридман.
Как передает AZE.az, американский политолог, основатель разведывательно-аналитической организации Stratfor Джордж Фридман в своей статье Ukraine, Iraq and a Black Sea Strategy («Украина, Ирак и стратегия Черного моря») пишет о том, что обострение ситуации в Ираке отнимает внимание Америки от кризиса в Украине, что мешает администрации Обамы работать по двум кризисным направлениям.
Автор пишет, что важнейшим для США является создание комплексного плана, который бы мог ответить современным вызовам.
Этот план следует начинать с определения важного географически «театра» действий чтобы обеспечить объединение политического маневрирования с военным планированием.
Фридман пишет, что наиболее важным центром в данном аспекте является Черное море. Он предлагает «сбалансировать» политику Америки на Черном море, Кавказе и Ближнем Востоке и определить стратегическую перспективу в условиях очередной «холодной войны» с Россией.
Сейчас имеется два активных театра военных действий, потенциально очень значимых – Украина и Сирия-Ирак.
Автор статьи пишет, что на первый взгляд нет связи между этими двумя театрами. Он отмечает, что русских не устраивает то, что происходит в Сирии и Ираке, однако им на руку все, что отвлекает внимание США от Украины.
Автор пишет, что стратегия Америки в Украине следует по следам стратегии в Сирии и Ираке: Вашингтон использует своих конфидентов, помогает материально и избегает прямого военного участия.
Однако в этой стратегии существуют изъяны. Согласно этим стратегиям, противники – «Исламское государство» в Сирии-Ираке и Россия в Украине – не смогут или не захотят решительно наступать. По мнению США, любые их действия можно остановить атаками воздушных сил. Но в этом случае союзники США – украинцы и иракцы – должны активно сопротивляться России и «Исламскому государству». Если этого не будет, стратегия рухнет.
По мнению Фридмана, США делают ставку на ненадежных союзников. К тому же, по мнению автора статьи, «Исламское государство» и Россия не представляют огромной угрозы для Соединенных Штатов, по его мнению, региональный баланс держав сможет сдерживать их. Однако если этого сдерживания не случится, возникнет прямая угроза США.
А формирование регионального баланса сил требует от Америки значительного напряжения и определенных рисков. Это также позволяет стратегу подумать о своих региональных отношениях в рамках комплексной стратегии.
Фридман советует США как стратегу разработать региональные отношения в рамках комплексной стратегии.
Он отмечает, что американская стратегическая концепция должна развиться в определенном направлении, и важнейшим считает направление Черного моря. По его словам, эта точка на карте мира является центром важных областей – южной границей Украины, Европейской части России и Кавказа. Северная Сирия и Ирак остаются менее чем в 650 километрах (400 миль) от Черного моря.
По его словам, если русские решатся вмешаться в происходящее на Кавказе, а джихадисты направятся из Чечни и Дагестана в Грузию и Азербайджан, или Иран решится двигаться на север, то в этом случае исход событий на Кавказе очень важен для США.
По мнению аналитика, этот кризис может сокрушить Америку. Однако мышление в рамках стратегии «Большого Черного моря» может стать основой для решения этой задачи. Фридман пишет, что черноморская стратегия определяет важность Грузии, а еще важнее увеличить значимость Азербайджана в стратегии США. По мнению автора, в этом случае Азербайджан будет «восточным якорем» стратегии «Большого Черного моря».
Автор также отмечает значимость Турции для США. Черноморская стратегия определяет ключевые позиции – Турция и Румыния, пишет Фридман. По его словам, пока Россия в стороне, Турция является главной на Черноморской площадке. Турция – наиболее необходимый союзник для Америки.
«И вне зависимости от того, как окончится драма в Сирии и Ираке, она – на втором месте после вопроса о будущем отношений Россия-Украина» – пишет автор статьи.
По его мнению, если Россия восстановит свои позиции в Украине, Румыния будет важна как плацдарм и партнер США на Европейском полуострове. А отсюда – неизбежность появления Альянса на основе понятия «Интермариум», земли меж морями, от Балтийского до Черного морей, что позволит локализовать Россию, напирающую в регион.
«Этот Альянс, как я его представляю, простирается на восток, до Каспия, включая Турцию, Грузию и Азербайджан. Линия Польша – Румыния уже проявляется, и при дальнейших событиях по обе стороны Черного моря станут очевидны и другие контуры линии», – пишет Фридман.