Пока Армения проводит зависимую внешнюю политику, она не подпишет Большой мирный договор с Азербайджаном, считает отечественный политолог.
Как передает AZE.az, в интервью газете «Каспiй» политический аналитик Рауф Раджабов рассказал, что происходящая активизация Запада связана с очевидным провалом посреднических усилий России в урегулировании карабахского конфликта.
«Несмотря на большое количество встреч на уровне президентов при участии Д.Медведева, они закончилась ничем.
Надежды, связанные с возвращением на пост президента Владимира Путина также себя не оправдали, лишь доказав, что вся заинтересованность Москвы в этом вопросе заключается в размещении своих миротворцев в зоне конфликта. Целью является реализация региональных интересов России, но никак не желание урегулировать конфликт. В то время как для Азербайджана важно справедливое урегулирование конфликта и возвращение оккупированных земель», – отметил политолог.
«При этом следует заметить, что Ереван стремится участвовать в переговорной площадке, формируемой сейчас Западом. Если бы Саргсян не хотел участвовать в переговорах, то не поехал бы на саммит в Уэльс. В настоящее время, и уэльский саммит показал это, когда НАТО однозначно поддержало территориальную целостность Азербайджана, что вызвало негативную реакцию в Ереване, Армения все больше изолируется. Это приводит к ослаблению переговорных позиций Еревана, ухудшению возможности маневрировать на переговорах.
В отличие от Армении, позиции Азербайджана только усиливаются в последнее время. Победа Эрдогана на президентских выборах в Турции также способствовала усилению позиции Баку в переговорном процессе, и мы видели, как именно благодаря настойчивости турецкого президента на саммите НАТО в Уэльсе был обсужден карабахский вопрос и принято решение в пользу Азербайджана. При этом позиция Баку с каждым годом усиливается, чего нельзя сказать о Ереване», – подчеркнул аналитик.
«В последнее время положение в Армении ухудшилось в связи с тем, что ее главный союзник – Россия из-за давления со стороны Запада сама подвергается изоляции, что соответственно сказывается на изоляции Еревана. Но я не думаю, что власти Армении будут и далее двигаться в фарватере изолирующейся России. Армянская диаспора, находящаяся в США и Франции, будет делать все возможное, чтобы вытащить Ереван из этого омута и пока есть возможность сохранить лицо в переговорном процессе.
При этом все понимают, что западные посредники в переговорном процессе на Армению давить не будут, а на Азербайджан тем более. Но их преимущество по сравнению с Россией заключается в том, что они могут дать твердые гарантии соблюдению мирных договоренностей, подписанных между Арменией и Азербайджаном.
Тогда как аналогичную гарантию Россия в ближайшей перспективе дать не может. К сожалению, опыт последних лет свидетельствует о том, что Россия не соблюдает такие гарантии, так как они чреваты непредсказуемыми последствиями. Примером тому являются российские миротворцы в Грузии и нынешние события вокруг Украины. А ведь по Будапештскому договору от 1994 года Россия была одним из гарантов территориальной целостности Украины при условии ее отказа от ядерного оружия. Но этого не произошло. Таким образом, доверять российским гарантиям уже опасно.
В то же время руководство Армении должно наконец осознать, что прежнего статус-кво уже не существует, а новый не позволяет присутствия российских миротворцев в зоне карабахского конфликта. Это должны понимать, как в Баку, так и в Ереване.
Что же касается большого мирного соглашения, то, несомненно, этот проект существует на основе обновленных Мадридских принципов. Речь сейчас идет об одном – насколько правящие элиты двух стран готовы подписать такое соглашение. Азербайджанская сторона свободна от внешнего давления, раскрепощена и стремиться решить проблему в контексте территориальной целостности республики. В отличие от Баку, армянская сторона подвержена внешнему давлению.
Более того, армяне должны определиться – чем для них является Нагорный Карабах. Если они считают, что это государствообразующая идея, то она способна завести их в пропасть и привести к поражению. Если же это только территория, на которой будут мирно жить две общины – азербайджанская и армянская, тогда конфликт удастся решить без проблем и армяне только выиграют от этого. К сожалению, в руководстве Армении пока довлеет именно государствообразующая идеология Карабаха. То есть, официальный Ереван до сих пор живет мифами и стереотипами.
Правда, в последнее время руководство Армении начало активно работать и на западной площадке, что говорит о понимании ими ошибочности своей прежней политики.
Но тут вновь на повестку дня выходит вопрос внешнего давления. Насколько официальный Ереван в состоянии противостоять ему? Тем более, что совсем недавно мы стали свидетелями печального инцидента, когда после многомесячных переговоров с Евросоюзом о присоединении к ассоциативному соглашению, под давлением России в один миг Ереван отказался от него и заявил о своем желании вступить в Евразийский союз. Только в условиях независимой внешней политики Армения сможет подписать мирный договор, о котором говорил госсекретарь США», – заявил эксперт.