В реальности основными угрозами для прибрежных стран на Каспийском море могут стать ассиметричные угрозы.
Как передает AZE.az, укрепление военного потенциала прибрежных стран не является основой для возможных конфликтов между странами Каспийского моря, отметил в ходе организованной информационной – аналитическим центром «Caspian Bridge» и Общественным фондом Александра Князева международной конференции «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии: военно-политический аспект» завотделом аналитики по внешней политике Центра стратегических исследований при президенте АР Ровшан Ибрагимов, пишет АМИ Новости-Азербайджан.
После распада Советского Союза в регионе прикаспийские страны стали активно создавать военно-морские силы. В настоящее время общее количество боевых кораблей и катеров различных типов составляет порядка 200 единиц, сказал Ибрагимов.
«Это обстоятельство, на первый взгляд, может означать, что прибрежные страны ощущают угрозу от своих соседей по Каспию, и поэтому, вооружаясь, стараются иметь возможность для отражения возможного удара. При этом Азербайджану делать это было легче, поскольку сохранилась советская инфраструктура. Казахстану создавать пришлось с нуля. Словом, у Азербайджана в наличии на Каспии имеются сторожевой корабль проекта 159А, а также пять ракетных катеров проекта 205П, построенных еще в советское время. Азербайджанский флот также имеет пять сторожевых катеров различных проектов, в том числе закупленных у Турции.
В основном, эти корабли остались в наследство от советской Каспийской флотилии. Ожидается, что Азербайджан в ближайшее время также приобретет новую технику из Израиля. Важным фактором для расширения и укрепления технического оснащения флота стало также то, что 18 июля 2014 года открылся новый судостроительный завод Береговой охраны Государственной пограничной службы.
Тем самым Азербайджан получил возможность самостоятельно вести строительство военных судов. Словом, завод уже сдал в пользование Береговой охраны Государственной пограничной службы два скоростных высокоманевренных пограничных сторожевых судна 3-го класса. В Азербайджане также функционирует высшее военно-морское училище и учебный центр для подготовки мичманов и старшин контрактной службы», – отметил Ибрагимов.
В реальности основными угрозами для прибрежных стран на Каспийском море могут стать ассиметричные угрозы, такие, как международный терроризм. Наиболее серьезной угрозой на данный момент в Каспийском море является браконьерство и незаконный промысел рыбы, не являющиеся прямыми вызовами безопасности прибрежных стран.
«Причина наблюдаемой милитаризации со стороны прибрежных стран Каспийского моря — улучшение экономических возможностей стран, в первую очередь бывших советских республик. В начале 2000 годов Россия, Казахстан, Азербайджан и Туркменистан сумели предотвратить тяжелейший экономический кризис, оставшийся этим странам в наследство от Советского Союза и достигнуть роста внутреннего валового продукта в своих странах.
В частности, в период между 1998 и 2012 годами ВВП в Азербайджане вырос в 15,11 раз, Туркменистане – в 12,93 раза, в Казахстане – в 9,11 раз, а в России – в 7,44 раза. При этом, согласно расчетам Всемирного Банка, по росту экономики в мире первые три страны расположились в первой десятке лидеров, а Россия на 11-ом.
Наряду с ростом экономических показателей, увеличились бюджеты этих стран, а следовательно и затраты, среди которых есть и затраты на оборонные нужды. При этом, несмотря на многочисленное увеличение доходов и расходов этих стран, затраты на обновление военно-морских сил в процентном сравнении значительно ниже. К примеру, общий военный бюджет Азербайджана в 2014 году составил 2,95 миллиардов маната или $3,7 млрд. Однако лишь незначительная часть от этих затрат идут на нужды военно-морского флота Азербайджана», отметил эксперт.
При этом Россия и Иран не рассматривают в качестве угрозы своих соседей, так как Каспийское море не является для них приоритетным регионом.
«Основные залежи энергоресурсов России и Ирана располагаются за пределами Каспия. Поэтому вопрос обеспечения безопасности экономических интересов этих стран не стоит на первом месте. Главный фактор определения приоритетов безопасности на Каспийском море, это предотвращение присутствия третьих стран на Каспии, в первую очередь, США, а в последнее время и проводящего весьма активную политику в регионе Китая.
Россия и Иран рассматривают регион Каспийского моря как «мягкое подбрюшье», через которое в случае западного военного присутствия в водоеме общая безопасность стран будет весьма уязвима.
Обе страны беспокоятся, что присутствие западных сил в лице НАТО или США может быть обеспечено за счет создания военных баз на территориях других прибрежных стран. При этом, все три страны активно сотрудничают с западными энергетическими компаниями в эксплуатации нефтяных и газовых месторождений на Каспийском море. Поэтому модернизация и усиление военно-морских сил России и Ирана на Каспии необходимы для сдерживания своих соседей от возможного сотрудничества с Западом. Это обстоятельство особенно актуально на данный момент, когда Россия и Иран находятся в состоянии открытой конфронтации с западными странами. При этом еще до недавнего времени США планировали проведение военной операции против Ирана», – отметил Ровшан Ибрагимов.
В соответствии подписанными соглашениями в Азербайджане невозможно появление военных баз третьих стран.
«Понимая обеспокоенность основных акторов на Каспийском море, эти страны приняли ряд мер, которые гарантировали невозможность развития сценария, нежелательного для России и Ирана. Словом, Азербайджан принял закон о не допущении размещения на территории страны зарубежных военных баз и использования своих аэропортов с целью их использования против третьих стран.
Кроме того, 16 мая 2005 года Азербайджан и Иран подписали Меморандум о сотрудничестве в военной сфере, согласно которому обе страны обязуются не размещать на своей территории военные базы стран, враждебных противоположной стороне. Кроме того, 25 мая 2011 года Азербайджан вступил в Движение Неприсоединения, тем самым подразумевая, что желает сохранять нейтралитет, не собирается вступать в какой-либо военный альянс», – отметил эксперт центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской республики.
Тем самым, укрепление военного потенциала прибрежных стран не является основой для возможных конфликтов между странами Каспийского моря.