Нерешенность правового статуса Каспия является той трудностью, которая осложняет отношения между прикаспийскими государствами. Это в основном касается южного сектора Каспия, и отношений между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, отметил директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
Как передает AZE.az, Эксперты из Москвы, Астаны и Баку обсудили проблемы Каспийского региона в ходе видеомоста "Проблемы обеспечения безопасности на Каспии в свете возможных рисков и угроз" в преддверии саммита глав прикаспийских стран, который пройдет 29 сентября в Астрахани.
"Проблемы Каспийского региона очевидны. Основная из них — это проблема статуса", — отметил директор Института каспийского сотрудничества Сергей Михеев.
По его словам, нерешенность правового статуса Каспия на протяжении долгих лет является той трудностью, которая осложняет отношения между прикаспийскими государствами. Это в основном касается южного сектора Каспия, и отношений между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном, сообщают РИА Новости.
Как сказал российский эксперт, вторая проблема — экономическое развитие региона. Есть проблема с доставкой и транспортировкой углеводородов.
"Она не является неразрешимой. Нужно искать компромиссный вариант. Компромиссные варианты можно найти в формате ежегодного проведения регионального форума между государствами прикаспийского региона", — подчеркнул Михеев.
По его словам, весь Каспийский регион должен быть охвачен неким кольцом транспортных коммуникаций, которые обеспечивали бы доставку товаров, людей, грузов во всех направлениях.
Как отметил Михеев, основная же проблема в Каспийском регионе, это безопасность. С одной стороны, Каспийский регион является достаточно спокойным и стабильным. Но тем не менее, то, что этот регион потенциально конфликтен, тоже очевидно. Здесь и проблема нефти и газа, и статуса, и проблема возможного внешнего воздействия.
"Предстоящий саммит в Астрахани действительно будет важным. Мы хотели бы так же обратиться к нашим партнерам, для того, чтобы быть открытым к выработке конкретных правовых механизмов", — сказал заведующий кафедрой международного права и международных отношений Казахского гуманитарно-юридического университета Мирас Дауленов.
По словам Дауленова, основная проблема заключается в том, что прикаспийские государства должны взять на себя какое —то обязательство правового характера. Взять на себя ответственность за безопасность в регионе. Проблема заключается в том, что есть ли намерения у государств взять на себя какое-то обязательство правового характера, взять на себя ответственность за безопасность в регионе.
"В Астраханском "раунде" может произойти определенный сдвиг. Для этого необходима воля политических элит наших государств, потому что, если сегодня мы отворачиваемся от проблем только лишь потому, что у нас пока еще нет времени этим заниматься, то в скором времени проблемы заставят нас повернуться к ним лицом и найти консенсус", — отметил азербайджанский политолог, главный редактор газеты New Baku Post Тофик Аббасов.
По его словам, еще не совсем созрело время для реального принятия решения по правовому статусу Каспия, потому что значительное расхождение касается не только южной тройки. Но если учитывать, что все-таки решение будет приниматься на основе консенсуса, то естественно, итогового решения не будет.
Говоря о том, что Каспийский регион считается наиболее спокойным в Евразии и в мире, Аббасов сказал, что такого рода "выкладки" из серии "не буди лиха, пока оно тихо", потому что есть силы, которые под микроскопом прослеживают процессы в Каспийском регионе, все сложные моменты, расхождения позиций, которые имеются на сегодняшний день, являются мотивацией для внешних сил, чтобы растормошить обстановку, "раскачать каспийскую лодочку", а потом найти повод для того, чтоб применить те же самые бомбы или другие средства оперативного и мощного воздействия.
29 сентября в Астрахани пройдет четвертый саммит прикаспийских государств. Определение правового статуса Каспийского моря станет основной темой встречи представителей пяти стран Прикаспия: России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. Уже более 20 лет эти страны ведут переговоры о разделе морского шельфа.