Азербайджан проводит многовекторную политику, балансируя между крупными центрами политики с учетом своих национальных интересов.
Как передает AZE.az, директор российского Фонда конструктивной политики Абдул Нагиев в интервью Новости-Азербайджан заявил, что Россия не допустит признания независимости Карабаха, а тем более его присоединения к Армении.
– На данном этапе наблюдается потепление в отношениях Азербайджана и России. Как вы считаете, не приведет ли это сближение к обострению отношений с Западом?
– События вокруг Украины заставили Москву произвести инвентаризацию уровня своих отношений с ближайшими соседями. В ходе этого процесса было обнаружено, что политика, проводимая в Азербайджане, вполне соответствует тем целям и задачам, которые Москва хотела бы видеть от ближайших соседей. Это и отношение к русскому языку, и уровень взаимодействия с ЕС И НАТО и т.д.
Азербайджану удалось, несмотря на мощнейшее противодействие недругов, донести свою позицию до российского истеблишмента и начать новый этап в двухсторонних отношениях. Азербайджан проводит многовекторную политику, балансируя между крупными центрами политики с учетом своих национальных интересов. Интересы Запада и Азербайджана не всегда совпадают, это было и в период Иранского кризиса, и, возможно, будет проявляться и в период противостояния Запада и России.
В эти периоды давление и критика со стороны Запада в отношении Азербайджана увеличивалась, но благодаря гибкой азербайджанской дипломатии до обострения в отношениях не дошло. Азербайджан делал и делает все для того, чтобы его внешняя политика проводилась с учетом геополитических интересов глобальных политических сил, но исходит в первую очередь из национальных интересов своей страны.
– Как вы считаете, к каким результатам в урегулировании карабахского вопроса приведет улучшение отношений между Азербайджаном и Россией? Будут ли определенные изменения в позиции России?
– В первую очередь, необходимо понимать, что в решении карабахского вопроса позиция России будет играть ключевую роль. Безусловно, сближение с Москвой будет открывать для Баку новые возможности. Но здесь не надо забывать, что у России в регионе есть свои геополитические интересы, и карабахский вопрос рассматривается в этой стране в первую очередь через призму своих геополитических интересов.
Россия не допустит признания независимости Карабаха, а тем более его присоединения к Армении. Для нее очень важны двухсторонние, крепкие взаимоотношения с независимым и сильным Азербайджаном. Политика Кремля в регионе направлена на углубление отношений с АР, это просматривается невооруженным глазом. Влияние России в регионе огромное, ее укрепление в регионе в качестве единственной глобальной политической силы может привести и к решению карабахского конфликта.
– Какие сегодня наблюдаются геополитические тренды в регионе Южного Кавказа в особенности в Азербайджане, с учетом того фактора, что Азербайджан начал реализацию «Южного газового коридора»?
– Есть все основания говорить о том, что 2014 год является началом процесса укрепления геополитического влияния России в регионе. Как будет проходить данный процесс, и какие всплывут подводные камни, говорить сейчас сложно. Противостояние с Западом подтолкнуло РФ к более активным действиям.
Надо отметить, России удалось достичь консенсуса со всеми прикаспийскими странами, по достаточно сложным вопросам о разделе Каспия и мерах безопасности в Каспийском бассейне. Что касается Азербайджана, то Россия не рассматривает «Южный газовый коридор» в качестве конкурента своим проектам.
Жесткое противостояние с Западом внесло корректировку в российскую политику и в южном направлении, сейчас вопросы, связанные с контролем энергетических транспортных магистралей рассматривается в другой плоскости. Бывшие конкурентные проекты могут стать для России альтернативными маршрутами доставки своих энергоресурсов.
Не исключаю и того, что «Южный газовый коридор» в какой-то период, возможно, будет заполняться и российским газом. Сегодня фокус российской политики перемещен с экономической конкуренции к более фундаментальным вопросам безопасности и геополитического влияния по всему периметру границ бывшего СССР.