До сих пор удавалось не допустить перерастания локальных столкновений в крупномасштабный вооруженный конфликт, хотя вероятность и опасность такого сценария существует постоянно.
Как сообщает AZE.az, «Новости-Азербайджан» публикует интервью с известным российским политологом, экспертом Института русского зарубежья Виталием Журавлевым.
– Ситуация на линии фронта в Нагорном Карабахе обострилась более, чем серьезно. Накануне азербайджанские ВС вынужденно сбили армянский вертолет, совершавший провокационные маневры и намеревавшийся атаковать азербайджанские позиции на линии фронта. Как Вы считаете, как будет развиваться ситуация на фронте в ближайшее время?
– Ситуация на линии соприкосновения азербайджанских и армянских вооруженных сил всегда является напряженной и периодически обостряется до уровня начала военных действий. До сих пор удавалось не допустить перерастания локальных столкновений в крупномасштабный вооруженный конфликт, хотя вероятность и опасность такого сценария существует постоянно.
– Какова вероятность полноценной войны?
– На мой взгляд, большой войны не будет. Вероятность полноценной войны, думаю, составляет процентов 20. Проблема состоит в том, что балансирование на грани войны не может продолжаться бесконечно.
Поскольку шансы на мирное разрешение конфликта невелики из-за непримиримости позиций сторон конфликта, не идущих на взаимные компромиссы, то удержание конфликта в политических переговорных рамках становится все более сложным делом и вероятность неконтролируемого развития событий в силу случайного стечения обстоятельств или злого умысла «третьей» стороны даже статистически со временем возрастает.
– Как можете оценить азербайджано-российские отношения за 2014 год?
– Азербайджано-российские отношения в социально-экономической и гуманитарной сферах развиваются неплохо. В азербайджанском импорте Россия стоит на одном из первых мест, и по общему внешнеторговому объему товарооборота Азербайджана занимает третье место. Трудовая миграция азербайджанцев в Россию, по экспертным оценкам, составляет более 2 млн. человек.
По официальной статистике приток денежных переводов из России в Азербайджан в 2013 году составил 1,34 млрд. долларов, то есть порядка 2% объема ВВП. Развивается межрегиональное сотрудничество. Политически Москва по-прежнему действует и в формате Минской группы, и поддерживает двухсторонние контакты с Баку. В тоже время говорить о каком-то «коренном переломе» в отношениях за текущий год не приходится, скорее все идет в традиционных ранее сложившихся рамках межгосударственного взаимодействия.
– Вступление Армении в ЕАЭС как-то может отразиться на отношениях Баку и Москвы?
– Формально, напрямую не отразится. Но надо учитывать фактор общего повышения роли Армении как стратегического союзника России. Выходцы из Армении в России весьма активны в информационном пространстве, политике, экономике При этом Москва будет стараться сохранить, конечно, дружеские отношения с обоими государствами. На мой взгляд, Баку тоже следует искать новые импульсы для развития отношений с Россией и предлагать какие-то новые формы взаимодействия и интеграции.
– Как будет развиваться ситуация в Украине, по-Вашему, и, насколько серьезно ситуация в Украине отвлекает мировые державы от карабахской проблемы?
– В Украине ситуация будет обостряться. Думаю, что есть вероятность новых силовых захватов власти и дальнейшего распада страны. Что касается карабахской проблемы, то она имеют свою собственную историю и свою собственную логику развития.
В определенной мере, конечно, США, Франция, Россия, ЕС и другие акторы, заняты украинской темой, которая отвлекает их людские, военные и экономические ресурсы. Но пока не видно, чтобы позиции заинтересованных стран в отношении Нагорного Карабаха резко стали меняться под воздействием украинских событий.
– Война санкций продолжит иметь место быть, и как в начале 2015 года будут развиваться отношения России и Запада?
– Полагаю, что в ближайшие несколько месяцев принципиально ничего в отношениях России и Запада не изменится. Отношения будут сложные. Запад будет продолжать обвинять Россию во вмешательстве в дела Украины.
Есть две тенденции, которые имеют противоположный характер: первая состоит в том, что экономические и социальные проблемы, связанные с падениями цен на нефть и западными санкциями, побуждают определенные политические круги в Москве лоббировать компромисс с Западом путем сдачи Юго-Востока Украины; вторая тенденция заключатся в том, что по мере разгосударствления Украины Юго-Востока страны будет укрепляться и расширяться, что вызовет новый виток конфронтации с Западом. Какая из этих тенденций возьмет вверх или как они будут сочетаться сказать определенно сейчас сложно.