Россия путает карты политикам Евросоюза и своими действиями сама подталкивает их к поиску новых источников энергоресурсов, считает политолог Гвин Дайер.
Как передает AZE.az, российский политик Владимир Жириновский напугал казахов заявлением о том, что Россия должна присоединить те районы в Казахстане, где проживает много русских. Об этом пишет аналитик Гвин Дайер в Internazionale.
По мнению автора статьи, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, возглавляющий страну сразу после развала СССР, был очень сильно встревожен этим заявлением — настолько, что даже открыто заявил о своих сомнениях в целесообразности присоединения Казахстана к Евразийскому экономическому союзу.
«Казахстан не будет вступать в организации, которые угрожают нашей независимости», — цитирует автор слова Назарбаева, которые он сказал в конце лета.
Также автор приводит слова российского президента Владимира Путина, который якобы сказал, что «Казахстан никогда не имел характеристик настоящего государства», а Назарбаев попросту «создал» страну искусственной конструкции. Internazionale отмечает, что Казахстан никогда не был государством в современном смысле этого слова по той причине, что весь регион находился под влиянием Российской империи, пишет портал Teknoblog.
«Россия и теперь — единственная великая держава, сохраняющая теплые отношения с государствами Центральной Азии. В начале сентября, выказывая неодобрение в отношении Назарбаева, Москва провела военные учения недалеко от казахских границ. Стратегическая цель России — контроль над транзитом нефти и газа через Каспий. У России и Ирана есть свои трубопроводы для поставки нефти на рынки. Азербайджан построил нефтепроводы через территорию Грузии до Турции таким образом, что Россия не в состоянии контролировать его экспорт. Но Москва еще способна воздействовать на таких крупных производителей нефти и газа на Каспии, как Казахстан и Туркмения», — заявляет Дайер.
Автор Internazionale считает, что Казахстан и Туркмения могли бы соорудить трубопроводы по дну Каспийского моря через Азербайджан и поставлять углеводороды в страны Средиземноморья, но по мнению Дайера, Путин уже давно пытается блокировать их строительство.
В случае действия на Каспии морского законодательства, любая из стран региона имела бы эксклюзивную 300-мильную экономическую зону, которые пересекались бы в центре Каспийского моря — и тогда вопрос о строительстве подводных магистралях Россия уже не могла бы контролировать, а также навязывать свои правила, ограничивая суверенитет каждой страны 15-мильной морской зоной и 25-мильной рыболовной зоной, возмущается Дайер.
«Вместе с тем создание барьеров на пути конкуренции со стороны Казахстана и Туркмении на рынках нефти и газа в Европе не поможет Москве, если поведение Путина на западных границах России будет и дальше пугать европейцев. Они будут пытаться побыстрее избавиться от своей энергозависимости от России. А американцы, благодаря гидроразрыву пласта и увеличивающейся добыче сланцевых углеводородов, непременно воспользуются ситуацией», — сообщил читателям Дайер.