Азербайджанский газ придет в Европу, однако с опозданием – разработку месторождения "Шах-Дениз-2" отложили на год.
Как передает AZE.az, экспорт газа в рамках проекта «Стадия-2» разработки месторождения «Шах-Дениз» начнется только в 2020 году, а не в 2019-м, как планировалось. Такое неожиданное заявление сделал генеральный директор компании «Южный газовый коридор» Афган Исаев.
Выступая с докладом на проходящей в Баку международной конференции «Нефтегазовая неделя – 2014», Афган Исаев предпочел не называть причину задержки поставок каспийского газа в Европу, вопреки заинтересованности как Азербайджана, так и стран Европы интенсифицировать этот процесс.
По словам Исаева, задержка с реализацией проекта не отразится на согласованных ранее сроках поставок газа в Турцию в 2018 году. При этом генеральный директор компании «Южный газовый коридор» заметил, что «ввод в эксплуатацию Трансанатолийского газопровода (TANAP) состоится в 2018 году, а Трансадриатического трубопровода (ТАР) – в 2020-м», сообщает «Независимая газета».
Основываясь на приведенных Исаевым фактах, местные эксперты предположили, что именно несвоевременная сдача в эксплуатацию ТАР является основной причиной задержки утвержденных ранее сроков поставок азербайджанского газа с месторождения «Шах-Дениз» в Европу.
Другими словами, как отмечают эксперты электронного издания haqqin, «основная часть всего проекта «Стадия-2» – расширение «Южного газового коридора» на территории Азербайджана и Грузии, прокладка трубопровода по территории Турции (TANAP) завершится в срок». Но с европейской границы начнутся задержки.
Следует отметить, что проблемы с проектом ТАР – фактическое нарушение коммерческого соглашения от 19 сентября 2013 года, подписанного между консорциумом «Шах-Дениз» и девятью европейскими компаниями о купле-продаже азербайджанского газа в объеме 10 млрд куб. м газа ежегодно в течение 25 лет. Документом предусматривалось, что европейские компании начнут получать газ с берегов Каспия с I квартала 2019 года.
Реализация этого проекта обойдется в 50 млрд долл. и рассчитана на увеличение мощности трубопровода до 30 млрд куб. м газа ежегодно. По мнению ряда аналитиков, таких объемов Баку физически не сможет обеспечить. Следовательно, речь может идти о дополнительных поставках из третьих стран. В связи с этим местные издания обращают внимание на участившиеся визиты в Ашхабад западных, турецких и азербайджанских политиков и правительственных чиновников. При этом высказывается мнение: эти визиты лишний раз подтверждают, что проект строительства 300-километрового Транскаспийского газопровода, соединяющего Туркменистан с Азербайджаном, вновь включен в повестку дня.
Так это или нет, сказать трудно. Однако в пользу такой версии можно привести недавний визит в Ашхабад президента Госнефтекомпании Азербайджана Ровнага Абдуллаева, который был принят президентом Гурбангулы Бердымухамедовым. По данным turkmenistan.ru, это третья встреча Ровнага Абдуллаева с президентом Туркменистана в текущем году. В ходе встречи стороны подчеркнули, что экспортный потенциал топливно-энергетического комплекса Туркменистана служит укреплению международного партнерства в региональном и глобальном измерениях. В свою очередь, глава ГНКАР дал высокую оценку инициативе Туркменистана по созданию под эгидой ООН международной экспертной группы, главной целью деятельности которой станет разработка нового международно-правового механизма, нацеленного на обеспечение надежных и стабильных поставок энергоносителей на мировые рынки. Важным шагом в ее реализации, в чем заинтересован и Азербайджан, станет запланированное на декабрь текущего года первое заседание экспертной группы в Ашхабаде.
В Туркменистане Абдуллаев, говоря о конструктивности стратегии Туркменистана по созданию многовариантной системы экспортных трубопроводов, выразил «глубокую заинтересованность Азербайджана в неуклонном наращивании установившихся продуктивных деловых связей, призванных способствовать устойчивому экономическому развитию всего Прикаспийского региона».
Энергетическая тематика была одной из основных и на переговорах недавно посетившего Ашхабад с официальным визитом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. После встречи с президентом Гурбангулы Бердымухамедовым Эрдоган заявил, что TANAP мог бы рассчитывать на поставки в Европу и туркменского газа.
Во всей этой истории ясно одно: Туркменистан и Азербайджан заинтересованы в использовании альтернативных маршрутов по выводу энергоносителей Каспийского региона в Европу. И реализация проекта строительства Транскаспийского газопровода могла бы стать частью масштабных проектов «Южного газового коридора».
Официальный Ашхабад не раз заявлял, что для прокладки трубы по дну Каспия, правовой статус которого пока не определен, достаточно согласия тех сторон (Туркменистана и Азербайджана), территорию которых проект охватывает. В свою очередь, Азербайджан ранее выразил готовность предоставить свою территорию, транзитные возможности и инфраструктуру для осуществления данного проекта. Но проложить трубу по дну Каспия будет очень сложно, предвидя реакцию России и Ирана, пишет издание.