К сожалению, долгие годы в среду азербайджанцев Грузии внедрялось понятие, подобное тому, что если ты оспариваешь решение властей, громко заявляешь о своем несогласии проводимой властью политики, то ты идешь против государственных интересов.
Как сообщает AZE.az, «Свободная зона» публикует интервью с депутатом парламента Грузии прошлого созыва, одним из авторитетных лидеров азербайджанской общины в этой стране Рамином Байрамовым.
– На фоне происходящих в Грузии событий хотелось бы задать Вам несколько вопросов, главный из которых — какова сегодня ситуация в районах компактного проживания азербайджанцев в Грузии? Коснулся ли общий системный кризис этих районов? Каковы настроения людей?
– Скажем открыто, что парламентским выборам 1 октября 2012 года не было аналогов за всю историю Грузии, речь идет о демократичности и свободности. Если оспаривать это (подобные оценки встречаются из среды «Грузинской мечты»), то оспаривается легитимность сегодняшней власти. Эти выборы показали, что во всех муниципалитетах Квемо-Картли, где компактно проживают азербайджанцы, «Грузинская мечта» проиграла Единому Национальному Движению. Лидеры руководящих партий постоянно делали оскорбительные заявления по отношению не только к лидерам Национального Движения, но и по отношению к их сторонникам.
Подобное глупое дискриминационное отношение к 40% электората ЕНД, являющихся гражданами Грузии, ни что иное, как оскорбления своих же граждан, право выбора которых ущемляется. Этими действиями власти еще более отдалили от себя азербайджанцев Грузии, которые в период предвыборной кампании парламентских выборов 2012 года скептически относились ко всем невероятным обещаниям «Грузинской мечты».
Ожидания от «Грузинской мечты» не оправдались. Обещания не выполнены. Мало того, все, что строилось, остановилось. Все, что развивалось, прекратилось. Все, чего достигли, пошло вспять: в экономической и социальной сферах, криминогенная ситуация и правопорядок, коррупция и клановые элиты…
Из всего этого можно догадаться и о настроениях людей в Квемо-Картли. Говоря о системном кризисе, такое впечатление, что местное население даже желает этого, в надежде начала изменений, а именно, возвращения Саакашвили и его команды.
Раскол в рядах «Грузинской мечты», а именно, отделение Свободных Демократов, для азербайджанцев ничего не сулит, ибо в лице его лидера они не могут видеть то, что видели и видят в лице Михаила Саакашвили. Что касается самого процесса развала коалиции, это больше радует, нежели настораживает. Я не разгромко заявлял, что большинство жителей Квемо-Картли в надежде ждут возвращения Саакашвили. Если об этом многие громко не заявляют, то это связано со страхом, который, к сожалению, все еще присущ жителям. И для сомневающихся в моих словах не сложно подойти к рядовым азербайджанцам без камер и диктофонов, на основании доверительных и дружественных отношений выяснить, так ли это.
– Давайте сразу же обозначим несколько основных проблем грузинских азербайджанцев — проблема языка, запреты на строительство мечетей, проблема распределения земельных участков. Эти проблемы не решались и при прошлых властях, не решаются и сегодня. Но у меня вопрос к Вам, как к человеку, который был в парламентском большинстве при националах — что мешало тогда решить эти проблемы?
– С огромным уважением к Вам, но, я с Вами не совсем согласен. В свое время мы наслышаны были об этих проблемах азербайджанцев, которые якобы не решались при прошлых властях. Многие из них были чрезмерно раздуты лживой пропагандой, огромную роль в которой сыграли так называемые «эксперты», «политологи», «журналисты» и НПО, которые на этом получали солидные гонорары и гранты. Чем больше проблем, тем больше финансов. Это ведь проще простого.
Вопрос незнания государственного языка азербайджанцами. Полностью за 9 лет решить данную проблему невозможно, как невозможно обучить все взрослое население грузинскому языку в общине, где язык коммуникации азербайджанский и русский. Но были огромные шаги и результаты. Открытие домов грузинского языка в районах компактного проживания этнических меньшинств, муниципальная школа им. Зураба Жвании в Кутаиси, усиление обучения в школах количественно и качественно, программа «4+1. Курс обучения грузинского языка» для студентов (огромный положительный результат) и многие другие программы вовлеченности этнических азербайджанцев в процесс, как изучения, так и заинтересованности в изучении государственного языка позволило говорить тысячам азербайджанцев на грузинском языке. И основа данной политики поставлена предыдущей властью и продолжается сегодня по инерции.
Вопрос распределения земли. Да, были ошибки. Но почему никто не хочет говорить о том, что десятки тысяч семей все же получили участки сельскохозяйственных земель. И если тем, кто не находились на момент реформы в Грузии, после возвращения из-за рубежа не досталось земельное угодье, то нужно понимать и то, что отбирать землю у одного и распределять другим не всегда удается в рамках закона.
Грузия – маленькая страна, и сельскохозяйственных земель в достатке на всех не хватит, ведь земля не резиновая. При этом была проведена серьезная работа по привлечению инвестиций и открытию рабочих мест. Но это почему-то не учитывается. За период правления Саакашвили открылось очень много коммерческих компаний, которые ранее и не вздумали бы приходить в Грузию. Много фабрик и заводов, где работает много азербайджанцев. Огромный авторынок в г. Рустави. Разве это не создание альтернатив занятости сельскому хозяйству?!
Что касается мечетей, никогда не было такого, что бы при власти Саакашвили разрушали минареты, мечети, избивали молящихся, запрещали молиться, гвоздили головы свиней на медресе, препятствовали открытию медресе и их функционированию. Были определенные радикальные группы, которые проводили разные провокации, как в вопросе реставрации мечети в селе Фахрало Болнисского муниципалитета. Но и там, государство реагировало, взяло на себя ответственность в течение определенного времени разрешить конфликт и позволить продолжить реставрацию мечети. Государство сдержало обещание. Во время правления Саакашвили было построено немало мечетей, но и не тысячи, как об этом кричали представители тогдашней оппозиции и определенные духовные лица различных религиозных организаций с целью противопоставить христианский электорат президенту.
Естественно, много проблем осталось нерешенными, часть решений не было доведено до конца, были и вопросы, ответственность за решение которых никто на себя не брал. Например, проблема топонимов болнисских сел не раз мной и моими коллегами поднимались на высоких уровнях, но, к сожалению, никто не хотел брать на себя эту ношу и быть за это ответственным. Там ситуация довольно щепетильная. Так как, удовлетворив требование одной части электората, автоматически терялась другая. Но, проблема даже была не столько в этом, а сколько в том, что в этом районе при стабильных, спокойных условиях был риск создания очага напряжения, которым, с большой вероятностью, могли воспользоваться третьи силы, что было довольно опасно. Поэтому многие не хотели брать на себя риск.
Этим вопросом представители «Грузинской мечты», этнические азербайджанцы, которые находятся на важных государственных постах, во времена нахождения в оппозиции манипулировали, обвиняя во всех «грехах» нас. А сегодня они боятся даже говорить на эти темы и принимают позу страуса, сунув голову в песок. Такие темы бывали, когда я, как депутат парламента, не мог осилить в свое время.
– Немного коснемся международных дел, и вот в каком аспекте. Насколько азербайджанское население Грузии понимает, что Грузия и Азербайджан находятся сегодня в одном окопе в общем фронте против Кремля и если пророссийским силам в Грузии удастся изменить политический вектор, это будет катастрофой как для Грузии, так и для Азербайджана? Ведется ли достаточная разъяснительная работа среди населения? Какова будет реакция азербайджанского населения Грузии, и прежде всего неформальных лидеров, на возможные шаги грузинского правительства, которые противоречат национальным интересам как Грузии, так и Азербайджана? И будет ли какая-то реакция?
– Азербайджанцы, по своей природе, никогда не выступали против интересов своего государства, гражданами которого они являются. Так сложилось, что это касается не только азербайджанцев Грузии, но и всех тех, которые массово проживает в других странах мира. К сожалению, долгие годы в среду азербайджанцев Грузии внедрялось понятие, подобное тому, что если ты оспариваешь решение властей, громко заявляешь о своем несогласии проводимой властью политики, то ты идешь против государственных интересов.
Подобный метод внедрялся в умы граждан в советское время представителями спецслужб и советской интеллигенции. Этот же метод был весьма удобен и использовался в постсоветский период во времена правления Звиада Гамсахурдиа, Эдуарда Шеварднадзе и первые годы правления Михаила Саакашвили, так как та же «интеллигенция» умудрялась просачиваться во властные структуры и править «балом». Команде Саакашвили удалось, правда, на время, избавиться от подобной «интеллигенции» и дать возможность молодежи проявить себя во властных структурах, что в конечном итоге привело к распаду многих советских стереотипов в общине, в том числе и убежденность в том, что нельзя оспаривать мнение властей.
К сожалению, в последние годы правления Национального Движения в ряды государственных структур удивительным образом просочились те, от которых в свое время избавились (и на это были свои причины, но это – отдельная тема), то есть те «умельцы», которые вернулись из прошлого. К чему это привело, все мы прекрасно знаем. Но осталось огромное поколение, которое ни за что не откажется от своего права свободно мыслить, рассуждать, высказывать громко свое мнение и не соглашаться, что является для нынешней власти серьезным барьером.
Как раз это поколение является той движущейся силой свободы слова в азербайджанской общине, которой сложно манипулировать и «гасить» ее. Данное поколение прекрасно разбирается в том, что является угрозой интересам правительства, а что является угрозой Государственным Интересам Грузии. И сегодня можно гордо говорить о том, что если в азербайджанской общине будут проявляться элементы антигосударственной мысли (в большей степени подкинутые слугами Пятой Колонны в Грузии), то азербайджанская община сама будет этому противиться и ликвидирует подобные провокации. А что касается одурачивания народа тем, что антиправительственные высказывания равносильно антигосударственным, то этому не суждено будет сбыться.
Что касается Азербайджана. Ни один здравомыслящий и настоящий азербайджанец никогда не пойдет против государственных интересов Азербайджана, ровно, как и своей Родины.
Последовательная, уравновешенная и продуктивная внешняя политика Ильхама Алиева по отношению к Грузии в тандеме с внутренней политикой президента Саакашвили по отношению к азербайджанцам Грузии, как к равноправным гражданам страны, дает нам прозрачную картину для анализа и вывода в том, что сегодня азербайджанцы Грузии привязаны к Тбилиси в наиболее большей степени, чем когда либо, в духе патриотизма, чувства неотъемлемой части грузинского общества и востребованности в них самих грузинским народом.
Поэтому, можно быть уверенным, что если появятся силы, которые постараются создать проявления в среде азербайджанцев Грузии действий против интересов Азербайджана, реакция будет достаточно жесткой и не заставит себя ждать. Подобная реакция будет и по отношению к антигосударственным действиям Грузии, даже если это будут делать само правительство Грузии. И данное сопротивлению будет в рамках Конституции Грузии, и, скорее всего, в коалиции с грузинскими патриотами.
Нужно понимать, что урон государственным интересам Азербайджана равносилен урону интересам Грузии и наоборот, на стратегическом уровне, что является жизненно важным как для сосуществования двух стратегических партнеров, так и для безопасности всего региона. В таком случае суверенитет и государственность окажутся под большой угрозой. И азербайджанцы Грузии это прекрасно осознают.
Попытка смены политического вектора страны в пользу Кремля одинаково беспокоит как грузин, так и азербайджанцев. Конечно же, есть и те, для которых более приемлем пророссийский вектор исходя из разных обстоятельств. Но эта часть общины в меньшинстве, да и часть их, исходя из проявления солидарности к грузинскому народу, не особо и проявляют данное желание.
Нагорный Карабах для азербайджанцев всего мира такая же боль, как и Абхазия и Цхинвальский регион. А для азербайджанской общины Грузии – эта боль двойная, так как подобно Карабаху в исторической своей родине – Азербайджане, существует вопрос оккупированных территорий на своей Родине – Грузии.
Азербайджанцы, как и грузины, прекрасно осознают, что за всеми этими бедами и трагедиями стоят не маленькое малочисленное государство, и тем более, не малые образования в виде «государств», а огромное мощное государство – Россия, которое в истории не раз наносило ощутимый удар по народам Азербайджана и Грузии, а также по их целостности и суверенитету.
При таком обстоятельстве, порой для азербайджанцев становятся непонятными действия определенной части этнических грузин, а также сегодняшней власти, по отношению к этому агрессору. И, к сожалению, вполне может возникнуть хоть на секунду в головах многих представителей этнических меньшинств мысль – «а стоит ли убиваться и стоять рядом до конца с позицией грузинского народа?» Эта вероятность очень опасна для государства. Исходя из чего, я и считаю действия сегодняшних властей во вред государственности Грузии.
– У меня сложный вопрос, мы прекрасно знаем, что Карабах – это кровоточащая рана нашего региона. Но кроме самой карабахской проблемы, есть проблема, которая прямо истекает из нее. В частности, проблема взаимного недоверия и даже вражды между азербайджанским и армянским народами. Существует ли эта проблема между армянами и азербайджанцами, гражданами Грузии, и если существует, что можно сделать для ее преодоления, и возможно ли это?
– Вражды среди азербайджанцев и армян Грузии нет. Но есть соперничество и недоверие между азербайджанской общиной и армянской диаспорой в Грузии. Вопросы, связанные с Нагорным Карабахом, они святы для азербайджанцев. И покушение на правду, попытка исказить историческую реальность воспринимаются довольно эмоционально и негативно со стороны общины азербайджанцев. Не менее негативное отношение азербайджанцев и, к так называемому, «геноциду армян», в противовес которому азербайджанцы преподносят аргументированные доказательства геноцида азербайджанцев со стороны Армении в городе Ходжалы в новейшей истории мира.
Что можно сделать? Что касается вопроса трагедии во времена Османской Империи, то Грузия – отнюдь не место для «разборок» и разбирательств в данном вопросе. Этот вопрос должен решаться на уровне Армении и Турции после совместной работы независимых ученых и историков всего мира. Это должны понимать в первую очередь представители армянской диаспоры Грузии. И вопрос будет исчерпан.
А вопрос отношений армян и азербайджанцев Грузии, исходящий из фактора Нагорного Карабаха, здесь стоит надеяться на мирное решение конфликта и постараться внести в этот процесс свой вклад обеим сторонам.