СМИ: проект газопровода в ЕС через Турцию несет и выгоды, и риски

По мнению редактора греческого интернет-издания, специализирующегося на энергетике, новый проект газопровода выгоден для Греции, так как повышает ее статус до ключевой страны-транзитера энергоресурсов, однако при этом он считает, что Анкара не будет "легким партнером".

Как передает AZE.az,    новый проект прокладки газопровода из России в Европу через Турцию и строительства вблизи границы с Грецией газового хаба для потребителей в Южной Европе, о котором объявил Владимир Путин, может быть очень выгодным для Греции, однако его реализация требует тщательной проработки. При этом Анкара не будет легким партнером и может "стать чем-то вроде Украины". Такое мнение высказал в интервью РИА Новости издатель и редактор интернет-издания EIRANEWS,  специализирующегося на энергетической тематике, Георгиос Хаджииоанну. Ранее он находился на греческой дипломатической службе, многие годы проработал в США, Великобритании, России.

"Если переформатированный проект "Южного потока" и идея газового хаба на турецко-греческой границе будут реализованы, статус Греции будет повышен до ключевой страны-транзитера энергетических ресурсов и, вероятно, до местного распределительного центра. Греция, как государство-член ЕС, станет воротами в объединенную Европу для части экспорта российского газа", — сказал Хаджииоанну.

 Отвечая на вопрос о перспективах строительства газового хаба на турецко-греческой границе, эксперт отметил, что экономическое обоснование для такой идеи есть, но необходимы многосторонние переговоры, чтобы учесть интересы всех сторон.

"За идеей хаба на турецко-греческой границе есть сильное экономическое и коммерческое обоснование. Поскольку это сложная инициатива, задевающая энергетическую безопасность многих региональных игроков, успех может быть обеспечен только через многосторонние переговоры, чтобы сбалансировать интересы всех вовлеченных сторон. Я верю, что Греция выиграет от появления хаба при условии, что все деликатные вопросы будут решаться и улаживаться в духе доброй воли с должным учетом справедливого распределения выгод", — сказал Хаджииоанну.

Он не стал строить предположения, даст ли Европейский союз разрешение на подключение нового российско-турецкого трубопровода к Европе через Грецию.

"Вопрос хороший. Но было бы более уместно ставить его на площадке Европейской комиссии", — заметил издатель.

На вопрос, что будет с проектом Трансадриатического газопровода (ТАП), который является конкурентом российского "Голубого потока", Хаджииоанну ответил, что не считает их конкурирующими.

По газопроводу TAP газ с месторождения Шахдениз в Азербайджане планируется через Турцию и Грецию поставлять в Европу. Баку обещает "десятилетия" поставок газа на европейские рынки. Но для реализации этих планов необходимо сначала закрыть сделку по приобретению греческой газотранспортной компании DESFA, которую Азербайджан считает ключевой для проекта TAP. ГНКАР (SOCAR) приобрела 66% акций DESFA за 400 миллионов евро, победив на тендере в июне 2013 года. Еврокомиссия до сих пор не одобрила сделку.

"Я не рассматриваю ТАП как антагониста "Голубому потоку". Российский газ, идущий через "Голубой поток", предназначен исключительно для внутреннего рынка Турции, в то время как ТАП предназначен для доставки азербайджанского газа в Грецию, Албанию и Южную Италию. Две трубопроводных системы имеют различные назначения и разные рынки. Следовательно, они не конкурируют друг с другом", — сказал Хаджииоанну.

Что касается препятствий при легитимизации покупки DESFA азербайджанской газовой компанией SOCAR, то они вытекают из Третьего энергетического пакета, требующего разделения компаний: производители не могут владеть транспортной инфраструктурой, сказал Хаджииоанну. "Давайте дождемся окончательного решения", — предложил он.

Эксперт не стал комментировать вопрос о сравнительной стоимости азербайджанского газа и газа "Газпрома".

"Ценообразование в газовой промышленности является коммерчески чувствительной проблемой; я не хотел бы это комментировать. Различия в цене не единственный фактор, который учитывается покупателями при заключении сделок. Не менее важными являются положения о гибкости, гарантии бесперебойных поставок, вообще надежность и авторитет поставщиков и так далее", — заметил эксперт.

Говоря о том, что означает решение Путина для Анкары и будет ли Турция продавцом или просто транзитером российского газа, Хаджииоанну ответил, что в любом случае роль Турции резко вырастает и она может стать практически доминирующим игроком на рынке.

"По моему пониманию, фактический статус Турции, то есть станет ли она только транзитером или также продавцом, будет предметом переговоров. На данный момент похоже, что Турция в конечном счете будет иметь контроль над газовыми потоками, поступающими из России, Ирана, Азербайджана и, вероятно, из Ирака. Это превратит страну в почти господствующего игрока на рынке в региональных энергетических отношениях. По моему скромному мнению, такая модель операций может быть немного сложной и рискованной. Есть вероятность того, что в будущем Анкара может попытаться решить "стать чем-то вроде Украины". Я не верю, что Турция собирается быть легким партнером", — сказал Хаджииоанну.

При этом он считает, что слишком рано говорить, насколько цена на природный газ для Европы будет дороже из-за появления посредника в лице Турции.

На вопрос о судьбе инициативы Израиля, Кипра и Греции построить газопровод из Израиля/Кипра в Грецию и в Европу, Хаджииоанну ответил: "На данный момент целесообразность этого грандиозного проекта не обоснована ни солидными исследованиями его выполнимости, ни проявлением сильной политической воли какой-либо из участвующих и заинтересованных сторон".

В восточной части Средиземного моря в 2000-е годы открыты крупные газовые месторождения. Министры энергетики Кипра, Греции и Израиля обсудят 8 декабря в Еврокомиссии с вице-президентом ЕК по вопросам энергетики Марошем Шевковичем строительство газопровода между восточной частью Средиземного моря, Кипром и Грецией и оттуда в остальную часть Европы. Три страны просят финансирования исследований по прокладке трубопровода, которое покажет, является ли этот трубопровод технически и экономически целесообразным. Встреча пройдет в преддверии заседания Еврокомиссии, на котором будет обсуждаться ситуация с проектом "Южный поток" после решения РФ отказаться от него.