Несомненно, что между Россией и США в нагорно-карабахском конфликте есть согласованная политика. Но США хотят руками России отдать Карабах Армении, и таким образом сделать Россию для Азербайджана вечным врагом, а с другой стороны США могут достичь своих целей – чтобы эти земли присоединились к Армении, считает парламентарий.
Как сообщает AZE.az, Новости-Азербайджан публикуют интервью с депутатом Милли Меджлиса (парламент АР), председателем Единого народного фронта Азербайджана Гудратом Гасангулиевым.
– Как вы оцениваете визит президента Азербайджана в Турцию, и в каком контексте видите расширение сотрудничества в дальнейшем?
– Азербайджан и Турция – братские страны, в свое время я выступал с предложением создания союза между Азербайджаном, Турцией и Грузией, а потом в этом формате вступить в ЕС. Здесь возможно общее таможенное единство, общая валюта. В будущем этот союз мог бы объединиться и с Евразийским союзом, если Россия в карабахском вопросе поддержала бы территориальную целостность Азербайджана.
Сегодня Азербайджан должен иметь с Турцией более крепкие отношения и должен влиять на прекращение неофициального товарооборота между Турцией и Арменией. Часть армян нелегально проходят границу и живут в Турции, а Россия на это закрывает глаза. Также стоит расширять военное сотрудничество с Турцией. Несмотря на то, что Азербайджан намного меньше Турции, тем не менее, Азербайджан инвестирует в Турцию 20 миллиардов долларов. Мы заинтересованы также в том, чтобы Турция инвестировала в Азербайджан.
Я очень высоко оцениваю этот визит президента в братскую Турцию.
– Как вы оценили сближение Азербайджана и Ирана на фоне ухудшения отношений Азербайджана с Западом?
– Президент Ирана Хасан Роухани относится к умеренному блоку в Иране, и он понимает, что для улучшения положения Ирана он должен смягчить политику по отношению к Западу, а также установить хорошие отношения с Азербайджаном.
Потому что Иран в отношениях с Азербайджаном не был искренним. Иран имеет прочные отношения с Арменией, они провели в Армению газовые трубопроводы, железную дорогу, и даже в военной сфере они имеют крепкое сотрудничество. Это нас, конечно же, не может не задевать, потому что страна, которая носит имя исламского государства, помогает стране, которая изгнала около миллиона мусульман из своих домов.
Я думаю, что нынешний президент Ирана тоже считает необходимым улучшение отношений с Азербайджаном, и эти отношения должны быть построены на более искренней основе, потому что половина населения Ирана – это азербайджанцы, и у них просыпается национальное самосознание. Иранское государство должно понимать, что улучшая отношения с Азербайджаном, они проявляют уважение к национальным чувствам иранских азербайджанцев.
Я считаю, что наши отношения будут тогда искренними, когда Иран пересмотрит свою политику по отношению к Армении.
– Как вы оцениваете урегулирование карабахского конфликта в 2015 году?
– Урегулирование карабахского конфликта зависит от международной обстановки, поэтому прогнозировать что-либо сложно. Мы не знаем процессы, которые идут сегодня, в каком направлении будут развиваться. Естественно, в большей мере это зависит от процессов, которые идут вокруг России. Потому что по отношению к России применили санкции, а также российская экономика зависит от нефти, и мы видим, как цены на нефть падают.
Если США смогут продолжить такую политику вместе с Саудовской Аравией, это в России может привести к революции, если ситуация еще больше будет ухудшаться. Освобождение Карабаха в большей степени зависит от России, но здесь нельзя также не учитывать американский и европейские факторы. Но Россия –главный фактор, который влияет на урегулирование этого конфликта.
Несомненно, что между Россией и США в нагорно-карабахском конфликте есть согласованная политика. Но США хотят руками России отдать Карабах Армении, и таким образом сделать Россию для Азербайджана вечным врагом, а с другой стороны США могут достичь своих целей – чтобы эти земли присоединились к Армении. Это понимают и в России. Ситуация с Южной Осетией и Абхазией это показала, поэтому и США не признают эти государства, но урегулирование конфликта в большей мере зависит от России.
Если мы захотим урегулировать этот конфликт военным путем, это опять же будет зависеть от внутренней конъюнктуры и политики России. Мы даже можем обеспечить определенные интересы России в Азербайджане, для того, чтобы обеспечить территориальную целостность страны.
– После событий в Гюмри в Армении активизировались антироссийские настроения и пропаганда. Как бы вы оцениваете эту обстановку и к каким последствиям это может привести?
– В Армении есть некоторые силы, которые прекрасно понимают, что Армения – не независимое государство, и оно еще себя не оправдало, как государство. Армения является форпостом России в регионе южного Кавказа. Для того, что армянский народ был счастлив, он должен хотя бы иметь свое слово.
Я уверен, что антироссийские настроения будут увеличиваться в Армении. Тем не менее, сегодня Россия не сможет экономически поддержать Армению, потому что сама находится не в хорошем экономическом положении. Я не исключаю, что в Армении может быть столкновение между пророссийским и прозападным вектором в обществе. Но Армения не сможет выйти из подчинения России.
И Россия готова сделать все ради того, чтобы сохранить Армению. Этому пример то, что в 1999 году в парламенте Армении люди, которые хотели улучшить отношения с Азербайджаном, были расстреляны. Это было сделано публично для того, чтобы все знали, кто на самом деле руководит страной.