Вследствие реализации проекта «Турецкий поток» Россия получит свободу рук на Западе. В сущности, война на Украине, которую затеяли европейцы с американцами, потеряет всякий смысл.
Как передает AZE.az, об этом Новости-Азербайджан заявил политолог Расим Агаев.
Россия и Турция приступили к технической реализации проекта «Турецкий поток», заявил посол Турции в РФ Умит Ярдым во вторник журналистам. Он добавил, что Турция рассматривает энергетическое сотрудничество с РФ «как критически важное взаимодействие».
«Вследствие реализации проекта «Турецкий поток» Россия получит свободу рук на Западе. В сущности, война на Украине, которую затеяли европейцы с американцами, потеряет всякий смысл», – сказал Агаев.
По его словам, договоренности между Россией и Турцией не ограничиваются только лишь энергетическим содержанием.
«Значение российско-турецкого сближения, наметившегося лет 10 назад, и, в частности, сотрудничество в области переброски энергетических потоков с северного полюса Евразии на южный, имеют в основе своей, помимо топливных и финансовых ресурсов, широкое и значительное геополитическое содержание, масштабы которого сейчас трудно даже представить», – отметил политолог.
С другой стороны, продолжает эксперт, Турция получает дополнительный доступ не только к российской нефти, но и к нефти всего Каспийского бассейна.
«Турция получает ясные перспективы для расширения сотрудничества с Россией в дальнейшем. А Россия в свою очередь получает два новых направления транспортировки своих энергетических ресурсов – азиатское и европейское посредством Турции», – сказал он.
По его мнению, в результате реализации данного проекта Турция мгновенно наращивает свои и энергетические, и финансовые, и геополитические мускулы.
«В дальнейшем Турция продолжает, оставаясь важнейшим членом НАТО, свой дрейф в сторону России. Речь идет фактически о новой евразийской конфигурации, которую можно условно назвать сближением южного и северного полюсов Евразии», – отметил собеседник агентства.
В этих условиях наиболее выгодное положение, по словам эксперта, окажется у Азербайджана, который получит свободу маневра.
«Азербайджан сможет участвовать в энергетических сделках, ничуть не ущемляя свои отношения с Европой, не особенно раздражая американцев и сохраняя фактически великолепные отношения с Россией. Это сулит нам немалые преференции в будущем именно с точки зрения участия в решении топливных проблем Европы, получении выгод и так далее», – уверен он.
По мнению политолога, если данный процесс будет выгодно развиваться – можно ожидать, что к нему с востока подключится также Китай, то геополитическая карта мира в континентальном масштабе претерпит серьезные изменения.
«Это как раз тот случай, когда Азербайджану надо усесться на вершине горы и следить за схваткой двух тигров», – сказал Агаев.
Между тем,считает он, в самом ничтожном положении окажется Армения, которая останется в стороне от самой перспективной экономической, энергетической и политической тенденции в регионе.
В этих условиях Армения должна будет либо внести свои коррективы в политику, в том числе в карабахском направлении, либо продолжать тупо придерживаться старой идеологии, которая отвергается самим историческим движением, со всеми вытекающими из этого губительными последствиями для своего существования.
«Армения станет просто ненужной, и в этом она должна винить не столько свой народ, сколько своих идеологов, на поводу которых пошел этот народ на определенном историческом отрезке», – сказал эксперт.
Таким образом, по мнению политолога, ситуация благоволит Азербайджану, но не надо исключать и другого: это очень серьезный поворот в международном раскладе сил, и поэтому впереди много опасностей.
«В ближайшее время мы станем свидетелями новых инициатив, давления со стороны Запада», -уверен собеседник агентства.
По мнению Агаева, нельзя исключать, что это сотрудничество может быть прервано.
«Российско-турецкое сотрудничество затрагивает интересы глобальных сил Европы, в первую очередь США, не говоря уже о насторожившемся Израиле, о происках всемирного армянского лобби, и т. д. С точки зрения осуществления замыслов, этот проект подстерегает столько же опасностей, сколько в свое время подстерегало проект «Баку-Тбилиси-Джейхан», – отметил он.
По словам политолога, в те годы азербайджанская сторона согласилась на очень длинный маршрут, минуя иранский маршрут, который был намного короче и выгоднее для Азербайджана, поскольку речь шла о прорыве.
Азербайджану нужно было видеть себя в системе энергетических стран, от позиции которых многое будет зависеть в международной расстановке сил, в международных отношениях, и дальше двигаться в заданном направлении.
«Сейчас это время наступило, мы видим, как от позиции Азербайджана зависят не только взаимоотношения страны с внешним миром, но и конфигурация, расстановка сил в регионе», – подчеркнул Агаев.
Россия в начале декабря объявила об отказе от проекта газопровода «Южный поток», который должен был пройти по дну Черного моря и через Болгарию доставлять топливо в балканские республики, а также Венгрию, Австрию и Италию. Проект был свернут, в том числе, из-за неконструктивной позиции Евросоюза. Взамен было решено строить трубу в Турцию и создать на границе с Грецией газовыйхаб для потребителей Южной Европы.
«Газпром» и турецкая компания Botas уже определили маршрут нового газопровода — он пройдет 660 километров маршрутом, по которому планировалось проложить трубопровод «Южный поток», и 250 километров — в новом коридоре в направлении европейской части Турции.
Межправительственное соглашение по газопроводу планируется подписать во втором квартале 2015 года, а первый газ подать в декабре 2016 года.
