Российский бизнесмен азербайджанского происхождения, президент и владелец группы компаний Crocus Group Араз Агаларов стал гостем российского издания «Коммерсант».
Как сообщает AZE.az, Араз Агаларов рассказал, что его отец родился в Баку: «А его предки родом из Шемахи, знаете, Шемаханская царица, даже у Пушкина есть, в середине XIX века это была культурная столица Азербайджана. Бабушка, папина мама, была необразованная женщина — тогда мусульманки в школу не ходили, но у нее была невероятная житейская мудрость. Рассказывала мне удивительные истории про своего отца. Ее предки торговали мануфактурой — из России везли, из Ирана, из Китая. Мама в моем воспитании сыграла огромную роль».
Про своего отца Араз Агаларов говорит, что потерял его в неполных 14. «У него была такая интересная методика воспитания — никогда не делал замечаний, никогда. Нахмурится или улыбнется — и все ясно. В Баку было принято гулять по центральным улицам. И вот однажды я со своей шпанской компанией иду, навстречу — отец с друзьями. У меня в зубах папироса — это в 8-9 лет… Отец взглянул на долю секунды, но как! Я эту сигарету просто сожрать хотел! А папа отвел взгляд и прошел мимо. Прибегаю домой. Отец пришел, как ни в чем не бывало. Полчаса, час — молчит. Я не выдержал, говорю: «Пап, ты меня не видел?» Он говорит: «Видел. Но ты шел с такими хулиганами — я испугался, что меня побьют». Этой фразы было достаточно — я, по-моему, даже заплакал. И курить бросил. Но, если честно, позже опять начал», – рассказывает А.Агаларов.
По его словам, он в школе уроков не делал: «У меня даже портфеля не было. Учителей раздражало, что я учусь без усилий. Это во мне, конечно, от отца. У него была такая способность, что он имел невероятные знания в любой области».
Араз Агаларов также поделился мыслями о дружбе: «Я, знаете, не жду подвигов от друзей. Поэтому легкие разочарования бывают, но такого – «ой, как это могло случиться?», туда-сюда — такого нет. Может, нескромно звучит, но у меня нет богатых друзей, ни одного. И это никогда не мешало нам общаться. А мы друг друга знаем — страшно сказать — по 40-50 лет. Но случись со мной ночью что — никому не позвоню. Сам буду выкручиваться».
Араз Агаларов также поделился своим взглядом на успех: «Успех — это когда что-то строишь, и оно востребовано. Вот наш новый объект на экране, видите, да? Смотрите, какой поток машин! Это я придумал конструкцию, которая намного шире, чем все торговые сети. Мне говорили — так не бывает, нельзя продовольствие путать со стройматериалами или, там, с мебелью. Но я решил, что можно — и получилось. У меня обычно все получается. Знаете, даже стыдно признаться, но неудачных проектов у меня не было. Ни одного. Есть те, которые еще не вышли на самоокупаемость — просто из-за экономических кризисов, периодически возникающих у нас в стране. Но выйдут — сто процентов».
А.Агаларов также считает, что свободных людей вообще не существует — мы все зависимы от чего-то: «А в целом слово «свобода» — относительное понятие. Самые великие демократии тоже несвободны».
А.Агаларов признался, что верит в Бога: «Верю в Создателя. Это же все не могло ниоткуда взяться, да? То, что мы произошли от обезьяны,— в это, конечно, не верю. Большой взрыв — тоже какая-то ерунда. И вот здесь «не верю», там «не верю» — значит, веришь в Создателя. Тем более, генетически доказано, что 200 тысяч лет назад человечество произошло от одного мужчины и одной женщины — это медицинский факт.
Еще моя вера выражается в том, что надо помогать людям, что нельзя делать подлости, что есть высшая справедливость. У человека это называется совестью, допустим, а во Вселенной это что-то другое».
Глава группы компаний Crocus Group заявляет, что «ни жизни, ни бизнесу меня никто не учил». «У меня с детства характер такой: важно быть не то, что первым или лучшим — важно не проиграть. Не проиграть! Если кто-то хорошо ездит на машине, я никогда не уступлю. Пусть даже это угрожает моей жизни — если я в машине один, конечно».
Про своих детей он рассказал следующее: «Они превзошли все мои ожидания — не представлял, что у меня будут такие дети. Хотя, если честно, мало усилий приложил к их воспитанию. Вот дочка: невероятной скромности, просто невероятной — не носит драгоценности, не ездит на дорогих машинах. Она живет в Америке. Вернется ли в Россию? Не уверен. Знаете, это моя ошибка: Эмина я отправил за границу где-то в 12 лет, а ее — в 6. И она уже продукт, конечно, западной цивилизации. Вот Эмина удалось вернуть, он здесь, в России, руководит многими нашими проектами. А с Шейлой пока не получается… Но я пытаюсь. Мне это важно».
Говоря, про себя, бизнесмен отмечает: «Хитрый, гибкий — это не про меня. Смелый — да. И дерзкий тоже. Есть немножко самоуверенность, я думаю. Еще, знаете, боюсь сделать что-то такое, о чем буду жалеть. Поэтому вместо одного шага вперед делаю всегда два. Чтобы потом не сомневаться и себя не угнетать».