Вступление Армении в ЕАЭС не улучшило экономического положения страны, ухудшающееся с каждым годом.
Как сообщает AZE.az, в Армении нарастает "евразийское разочарование". Реальные результаты членства страны в ЕАЭС оказались весьма далеки от радужных планов осени 2013 года, пишет echo.az. Прежде всего в таком вопросе, как экспорт и импорт.
Напомним: одним из самых главных аргументов в пользу членства Армении в "Евразийском союзе" было открытие "евразийского" рынка для армянских товаров.
Реальность, однако, оказалась далеко не радужной. Правительство Армении хочет принять льготы для крупных экспортеров – а на деле экспорт из Армении падает, заявил в парламенте оппозиционный депутат, экс-премьер Грант Багратян, передает news.am.
"Когда мы вступали в Евразийский союз, власть заявила, что у нас вырастет экспорт, в том числе в Россию. А что вместо этого? Вместо этого в январе 2015 года экспорт упал у нас на 35%. И где же выгода от Евразийского союза?
И теперь, вместо того, чтобы помочь обычным предприятиям, вы хотите, чтобы появился один экспортер, который отнял бы возможности у других", – сказал Багратян.
Опасения экс-премьера понятны. В Армении с ее криминальной диктатурой подобный порядок льгот для экспортеров пслужит интересам монополистов-олигархов, но никак не развитию экономики. Где и так экспорт и импорт находятся в далеко не сбалансированном состоянии.
Как возмущается уже "Голос Армении", "когда за прошлый год в Армению импортируются растительное и животное масло почти на 50 млн.долл, кофе на 25 млн.долл., маргарин на 20 млн.долл. или корма для животных на 20 млн.долл., то это еще более или менее понятно.
Но совершенно немыслимо в нашем положении ввозить в страну на 29 млн.долларов. моющих и чистящих средств. 15,6 тыс. тонн! И это еще на 1,4 тыс. тонн меньше, чем за предыдущий год".
Журналист подробно повествует, что "недавно обнаружил у себя дома элементарную в производстве, но при этом весьма необходимую в хозяйстве вещь – универсальные салфетки российского производства.
Как написано на упаковке, "идеальное средство для мойки и протирания кухонных приборов, ванной, стен, мебели, автомобиля, домашней электроники". Упаковка включает в себя три разноцветные салфетки и стоит 300 драмов.
На мой патриотический вопрос супруге, почему она перестала использовать аналогичные "универсальные полотенца" (те же три разноцветные салфетки в упаковке, стоящей к тому же дешевле) производства цеха в селе Верин Арташат Араратского марза, получил детальные разъяснения пользователя: во-первых, у аналогичной отечественной продукции плохая впитываемость (там, где российской салфеткой можно провести лишь раз, армянской, чтобы добиться необходимого результата, придется махать и махать) и, во-вторых, у армянской салфетки сразу же начинают лезть наружу волокна".
Журналист возмущен: "Таким образом, мы из года в год продолжаем ввозить в нашу страну "салфетки" на десятки миллионов долларов США в то время, как экспорт из Армении почти втрое уступает импорту, а отрицательное сальдо внешнеторгового оборота страны составляет около 3 млрд.долл.!
И чтобы как-то заполнить эту огромную брешь между скромным собственным экспортным производством и непомерным импортным аппетитом, солидную роль в армянской экономике играют те самые трансферты, денежные переводы наших трудовых мигрантов.
Обмелей они – и национальная валюта начнет трепыхаться в таких конвульсиях, каких страна еще не видела.
Вот почему проблема наращивания, с одной стороны, экспорта и, с другой – всевозможного импортозамещения для Армении не менее, если не более, актуальна, чем для той же России, ведущей сегодня далекую от какой-либо экономической целесообразности санкционную войну.
Между тем в России в начале марта с.г. намерены уже ввести правовое понятие "импортозамещения": мы же по старинке продолжаем в основном пытаться ужать отрицательное сальдо лишь с одной стороны, полагаясь преимущественно на резкий рост экспорта и ни в чем себе не отказывая при импорте.
А следовало бы, памятуя хотя бы о непрекращающемся многомиллионном ввозе в страну салфеток и прочей незамысловатой бумажной продукции".
Впрочем, судя по всему, в ближайшее время "трепыхаться в конвульсиях" предстоит не только армянской национальной валюте.
В ближайшее время в Армении могут повыситься тарифы на газ и, возможно, электроэнергию. Все дело в том, что тарифы на газ в Армении зависят от курса драма и доллара. А армянский драм, напомним, "ушел в пике" еще осенью 2014 года, синхронно с российским рублем.
Армения ведет переговоры с Россией, чтобы цена на газ в ближайшее время не повысилась, заявил в Национальном собрании Армении председатель Комиссии по регулированию общественных услуг Роберт Назарян.
Отвечая на вопрос депутата от правящей Республиканской партии Армении Ваграма Мкртчяна о том, предусмотрено ли в этом или в следующем году повышение тарифа на электроэнергию, Назарян сначала сказал, что "тарифы на электроэнергию и газ находятся в прямой взаимосвязи и что тариф на электроэнергию обусловлен многими факторами", а затем продолжил: "Серьезную роль играют колебания обменного курса драма по отношению к доллару.
В связи с этим в данный момент армянская сторона ведет переговоры с российской стороной, чтобы цена на газ не изменилась из-за колебаний доллар-драм. Я не могу что-либо сообщить о результатах этих переговоров.
Всего лишь могу сказать, что подобные переговоры ведутся, только после чего производящие электроэнергию станции и участвующие на этом рынке компании смогут оценить и представить или не представить соответствующие заявки. В данный момент пока ситуация неопределенная".
Что "в переводе" означает, что тарифы, скорее всего, повысятся. Однако переговоры о цене на газ идут в Армении в обстановке строгой секретности.
Как напоминает радио "Азатутюн", даже когда в конце прошлого года премьер- министр Овик Абраамян принял зампредседателя правления российской компании "Газпром" Валерия Голубева, пресс-служба правительства распространила пресс-релиз о том, что на встрече "был затронут процесс и перспективы инвестиционных программ, проводимых компанией "Газпром" в энергетической системе Армении, а также были обсуждены другие вопросы, касающиеся возможностей развития сотрудничества".
В нем не было ни слова о переговорах относительно цены на газ. И теперь на вопросы радио "Азатутюн" о том, на каком этапе находятся переговоры, каковы предварительные результаты переговоров, в правительстве ответили молчанием.
"Энергетическая система Армении трещит по швам. Вопросы возникли как в сфере электроэнергии, так и газа: Армению может ждать либо новое "отступление" с повышением тарифов, либо разрыв отношений с постсоветской энергетической системой, – отмечает ереванская "Лрагир". – Электрораспределительные сети заявили, что намерены обратиться к Сержу Саркисяну с просьбой о реструктуризации долгов.
По разным данным, эти долги составляют до нескольких сот миллионов долларов. Электросети, которые были проданы российской компании Интер РАО ЕЭС за 50 или 80 млн. долларов, не могут с такими долгами получить новые кредиты.
Тем более, что внешнее кредитование для крупных российских банков закрыто из-за санкций против РФ". Напомним: за электроэнергию в Армении расплачиваются порой куриными яйцами.
В таких условиях собственникам сетей не позавидуешь. "Лрагир", известная своей антироссийской настроенностью, напоминает и о санкциях, и о стремлении ЕС выдавить Россию с европейского газового рынка, после чего предлагает ожидаемый рецепт: "Российская энергетическая политика терпит фиаско, а армянская энергетика является ее частью. Чтобы спасти энергетику Армении, логично оторвать ее от российской системы".
Проблема, однако, в том, что пространства для таких маневров у Армении нет.