Ильгар Мамедов:«Что заставляет Азербайджан вооружаться? Агрессия Армении»

Политолог Ильгар Мамедов: «Если граждане Германии, России или Франции принимает участие в выборах Нагорного Карабаха и затем высказывает свое мнение, это не значит, что это позиция его государства»

– Сегодня в Нагорном Карабахе проведены президентские выборы. Хотя это является и серьезным нарушением норм международного права, Армения эти выборы провела. На что рассчитан этот шаг Армении?

– Армения считает, что время работает на них. Армения работает на оккупационную политику. Поэтому они и провели эти выборы, пойдут и на другие фальсификации. Они хотят показать, что армяне Карабаха устроили свою жизнь и ни от кого не зависят. Это главное, что они хотят сказать миру. Они свои аргументы строят не на законе, а на неписаных нормах. На протяжении истории границы менялись всегда. Мы говорим, что границы незыблемы, а армяне утверждают, что в истории такого не было, границы менялись всегда. У них есть и другой исторический аргумент. Если какая-то община, какая-то общность может отстоять свое право на жизнь, тогда она может иметь право на свою государственность. Это исторические аргументы. Они надеются, что время работает на них. Они думают, что в скором времени решится вопрос Косово, тогда будет дан официальный старт переделу границ на юрисдикции ОБСЕ. Поэтому они тянут время. Они решительно верят в это. Если бы так не было, то они отсрочили бы и выборы, и нашли бы другие формы.

– С точки зрения пропаганды, эти выборы нам полезны? Какую роль они могут сыграть?

– Они могли бы быть полезными, если бы те, кто критикует эти выборы, были в своих высказываниях искренними и эмоциональными. Но есть сомнения на счет их искренности. Они не критикуют факт оккупации Нагорного Карабаха, они критикуют факт проведения там выборов. Поэтому становится ясным, что эта критика исходит из давления, оказываемого Азербайджаном, суверенным, признанным в мире государством. Они ведут двойную игру, политику двойных стандартов. Эти заявления не открывают Азербайджану широкий пропагандистский фронт.

– На этих выборах в качестве наблюдателей были представители государств-сопредседателей МГ ОБСЕ. Насколько это совместимо с миротворческой деятельностью США, Франции и России?

– Здесь необходимо внести некоторое уточнение. На выборах в Нагорном Карабахе не было ни одного официального наблюдателя из этих стран. Нет таких наблюдателей. Если там были представители этих стран, то они приехали туда по собственной инициативе или были представителями неправительственных организаций.

-Хотя они представляют неправительственные организации, они же должны знать официальную позицию своего государства?

– Они не выражают мнение своего государства. Мы это должны понять. Если граждане Германии, России или Франции принимает участие в выборах Нагорного Карабаха и затем высказывает свое мнение, это не значит, что это позиция его государства. Не стоит беспокоиться по этому поводу. Но у государства должна быть выработана политика по отношению к сопредседателям. Потому, что туда едут не только для наблюдения за выборами. Туда вкладывают инвестиции их компании… . Надо выработать какую-то политику… Если мы не можем предотвратить это, то хотя бы могли иметь из этого какую-то выгоду. Активность граждан, надо сделать так, что активность гражданских обществ этих стран в отношении Нагорного Карабаха приносила нам не вред, а пользу. Государству необходимо выработать свою политику в этом вопросе.

– Практика показывает, что основная работа проводится в низах. Силами гражданского общества, неправительственных организаций и только в последний момент это становится официальным. С этой точки зрения возникает некоторое беспокойство. К примеру, если бы мы поступили аналогично, направили бы в Чечню представителей неправительственных организаций. Как отнеслась бы к этому Россия?

– В основном, в Чечне обстановку контролирует Россия. Там уже чеченские сепаратисты провели выборы. Если бы это было в 1990 году, тогда это вывело бы Россию из равновесия.

– Ни одно соседнее государство, кроме Турции, не выступило с заявлением по поводу проведенных там выборов. С чем это может быть связано?

– За каждым заявлением должно быть продолжение. Предположим, что Турция выступила с резким заявлением по поводу выборов в Нагорном Карабахе. Вывод из этого заявления заключается в том, что завтра, если Азербайджан предпримет какие-то решительные шаги, то Турция поддержит это. А что может сказать Россия? О чем она может заявить? Если она выступит с требованием о недопустимости выборов, что, армяне их не проведут? Все знают, что это игра России. Русские сами управляют этим процессом в Армении и сепаратизмом в Нагорном Карабахе. Что может изменить их заявление? Спасибо и за то, что они говорят нам.

– Произошло событие, которое может оказать влияние на положение вещей в регионе. Россия вышла из договора по ограничению обычных вооружений в Европе. Это дает ей право на размещение своего вооружения на базах в других странах. Не приведет ли это к довооружению Армении, а также к отказу Армении от переговорного процесса? Чем может закончиться это?

-Этот шаг России открывает перед Азербайджаном большие возможности. В первую очередь, в вооружении. Подключение Азербайджана в 1990 году к этому договору не отвечало интересам страны. Как это не соответствовало интересам и России. Соотношение сил стало один к трем. НАТО доминирует на европейском театре соотношения сил. Поэтому Россию это не устраивает. Я думаю, что Азербайджан должен максимально воспользоваться этим шагом России. В первую очередь мы должны вооружиться, невзирая на этот договор. Если Россия на него не обращает внимания, то почему мы должны придерживаться его требований? Там предусмотрены чрезмерно не справедливые нормы. И потом. если вдруг какая-то международная организация или страна, к примеру, НАТО начнет давить на нас, и требовать соблюдать принятые обязательства, тогда мы должны выставить свое требование и спросить на каком основании Армения оккупировала наши земли? Азербайджан граничить с Ираном и Туркменистаном, государствами которые не являются участниками этого договора. Территория Азербайджана в три раза больше территории Армении, население в три раза больше населения Грузии. Так на каком же основании число вооружений у нас должно быть одинаковым? Что заставляет Азербайджан вооружаться? Агрессия Армении. Если кто-то не хочет, чтобы Азербайджан вооружался, то он должен постараться убрать мотивы этого шага. Если кто-то не желает, чтобы мы вооружались, то он должен говорить не с нами, а с Арменией.

– Это не значит, что и Армения может вооружаться?

– На этот раз Россия не сможет открыто вооружать Армению. Может быть, это не получится и в завуалированной форме. Причина в том, что теперь Россия должна быть больше заинтересована в сотрудничестве с нами в вопросах Ирана, энергетической области. Поэтому ей будет не выгодно оказывать большую военную помощь Армении. Если это произойдет, она окончательно потеряет понимание в Азербайджане и все станет как в Грузии. Россия на это не пойдет. Я думаю, что у самой России появилась возможность вооружить себя чрезмерно. И второе, я не думаю, что у России есть планы прямого военного вмешательства в дела Азербайджана. Поэтому нас не должно волновать наращивание Россией военной мощи на Северном Кавказе.