Министры обороны крайне редко дают интервью различным изданиям.
Для этого нужен какой-то очень серьезный повод – юбилей собственных вооруженных сил, опасное изменение военно-политической остановки в регионе или мире и т.д. Исключение составляет лишь министр обороны Армении генерал-полковник Сейран Оганян. Месяца не прошло, как армянский военноначальник дал интервью известному российскому порталу ИА REGNUM, так вся армянская пресса уже публикует его новые откровения, высказанные собственному национальному изданию «Голос Армении». Очередная беседа с журналистом вышла под весьма претенциозным названием «Мы всегда должны быть на шаг впереди противника» и уже одно это заставило очень внимательно отнестись к новым заявлениям армянского военного министра. AZE.az обсудил неожиданные откровения, если не сказать даже «признания» Сейрана Оганяна с главным экспертом Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу Алексеем Синицыным.
Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского Фонда Содействия Прогрессу:
– Вообще-то, мы подозреваем, что министр обороны РА Сейран Оганян находится в состоянии заочной перманентной полемики с нами. Сморозит генерал какую-нибудь глупость, мы о ней читателям расскажем, так он, видимо, пытаясь исправить ситуацию, ляпнет что-то новенькое. Однако выйти за пределы бессмертного черномырдинского афоризма: «Хотели как лучше – получилось как всегда» никак ему не удается, что мы сейчас нашим читателям и докажем.
Кстати, говоря о генеральских ляпах, я вовсе не ставлю своей целью как-то поддеть армянского военного министра. Но посудите сами – в интервью ИА REGNUM Сейран Оганян заявил, что армянские вертолеты будут патрулировать линию фронта. Вертолетами можно патрулировать лесные массивы – нет ли где возгораний. Или прибрежную акваторию на предмет обнаружения браконьерских сетей, но только не линию фронта, буквально, нашпигованную средствами ПВО противника. Так сами судите, сказал генерал глупость или это все-таки какое-то новое армянское военное ноу-хау.
Впрочем, что старое ворошить – обратимся к новому интервью Сейрана Оганяна, данному «Голосу Армении». На этот раз министр заговорил о больших потерях азербайджанских ВС, якобы скрываемых руководством Азербайджана от своего народа. (Как будто это возможно сделать в маленькой стране да еще при наличии оппозиционной прессы). И здесь наступает самое интересное. Оганяну задают вопрос, в котором прямо-таки физически звучит неповторимая армянская интонация: «Мы знаем точное число потерь азербайджанской стороны в результате их диверсий?». Министр отвечает: «Мы знаем. К тому же в результате наших ответных действий мы можем вычислить примерное число потерь азербайджанской стороны». Ну, генерал, вы же все-таки военный человек. Определитесь – «точное» или «примерное» число безвозвратных потерь противника вам известно. А то, как в армянском анекдоте получается: «Пятью пять – двадцать пять. Максимум-максимум – двадцать пять с половиной».
В последнем интервью Сейран Оганян сосредоточился на заметном росте военной напряженности в зоне карабахского конфликта. Ответственность за происходящее он, кто бы сомневался, полностью возложил на азербайджанскую сторону. Министр назвал массу причин, по которым Азербайджан якобы напрягает обстановку. Но среди них мое внимание привлекло неожиданное заявление Оганяна: «Кроме того, баланс сил вскоре может серьезно перевеситься в пользу Армении, и азербайджанцы стремятся вовсю использовать текущий момент». В военном деле баланс сил противоборствующих сторон определяется множеством факторов, но в локальном конфликте, прежде всего, соотношением военной техники и вооружений, сосредоточенных в географическом пространстве этого самого конфликта. Только о каком даже самом приблизительном балансе сил вообще может идти речь? По данным стокгольмского Международного института исследования проблем мира (SIPRI) Азербайджан занимает второе место в Европе по объемам импорта вооружений, лишь один процент уступая Великобритании. Армения, естественно, в этом рейтинге занимает позицию явного аутсайдера. Причем, Баку, в отличие от Еревана, закупает самое современное оружие.
Тогда, что же имел в виду армянский министр, говоря о грядущем серьезном изменении баланса сил в сторону Армении? Военный бюджет Армении крайне скуден, подарков в виде ракет и самолетов никто делать не собирается… Я долго думал над этим, пока мне не попалась статья одного клинического идиота, имеющего статус «известного армянского политолога», в которой он утверждает, что Армения способна создать ядерное оружие или, по меньшей мере, «грязную бомбу». Хочется спросить: «Где создавать будете? В сапожных мастерских Еревана?». Однако эта «светлая идея» о возможности радиоактивного заражения азербайджанских территорий уже овладевает умами армян. Так, может быть, «грязную бомбу» из отработанного ядерного топлива имел в виду армянский военный министр, говоря о смещении баланса сил в пользу Армении? Нет, давайте все-таки так не думать. Не могу даже допустить мысли, что человек, наделенный военной властью, может опуститься до уровня пациента психиатрической клиники. Лучше будем думать, что Сейран Оганян привычно блефовал. Впрочем, как всегда, неловко.
В своем последнем интервью Сейран Оганян уже не стал раскрывать собственные стратегические замыслы типа известной читателям замены боевой авиации армянскими беспилотниками «Крунк» грузоподъемностью 60 килограммов. Но зато он подробно остановился на создании инициативного офицерского корпуса. Задача вполне объяснимая, но почему Оганян называет ее армейской реформой – абсолютно непонятно. Министр в своих рассуждениях поднялся до патетических высот: «Наша цель – максимально эффективно использовать мирное время для того, чтобы выпестовать из молодых офицеров командиров победоносной войны на случай, если противник попытается перейти от слов к делу». Лучше бы он этого не говорил, не подставлялся бы таким неумным способом.
Всем известно, что 29 января этого года на спортплощадке Военного института им. Вазгена Саркисяна было обнаружено тело курсанта Айказа Барсегяна, висящего в петле на турнике. В кармане повешенного была найдена предсмертная записка с просьбой простить ему этот шаг. Но это было не самоубийство. Несчастного убили его же четверо сокурсников, среди которых был и сын высокопоставленного военного. И это уже потом будущие «командиры победоносной войны» пошли на имитацию самоубийства. Я не могу припомнить подобного жестокого и невероятно циничного преступления, которое в любой современной армии могло быть совершенно будущими офицерами.
Оганян сам назвал этот чудовищный инцидент «позором и ударом с тылу, нанесенном репутации ВС Армении и всему армянскому народу», уволил весь руководящий состав института. Но разве это единичный случай? А дело майора Сасуна Галустяна, который, будучи пьяным, избивал и самым унизительным образом издевался над молодыми солдатами? Об этом деле никто бы не узнал, если бы видео с издевательствами каким-то образом не попало бы в интернет. Поэтому военному министру в своем выступлении вовсе не стоило вспоминать армянский опыт воспитания «замечательных офицеров». Как говорится, ухо режет.
И, наконец, последнее – об удивительном литературном стиле армянского генерала. В интервью ИА REGNUM Сейран Оганян буквально фонтанировал цитатами из Наполеона и даже древнегреческого историка Фукидида. Проблема в том, что министр все высказывания великих переврал и все перепутал. В этот раз Оганян решил больше эрудицией не кокетничать, а если и надо будет чем-то эмоционально усилить свои глубокие мысли, то сделает он это так, чтобы русскоязычному читателю (а именно на него рассчитано интервью в «Голосе Армении») было и понятно, и приятно. Но опять осечка вышла…
Отвечая на вопрос о праздновании 70-летия Великой Победы, Оганян хотел сказать, что и на праздниках военным людям нельзя терять бдительность. Для выражения этой, в общем-то, простенькой мысли он сделал, как ему казалось, очень сильный ход: «Есть отличная русская поговорка в тему… Для военного праздник – что для лошади свадьба: голова в цветах, а зад в мыле». Только, вот беда, никакая это не русская поговорка, а, так называемый, армейский маразм из действительно очень остроумной книжки Валерия Иванова «Рыцари холодной войны», изданной в 2009 году.
Каждый, кто служил в советских Вооруженных Силах, может привести десяток подобных «армейских маразмов», слышанных им лично. Выдавали подобные перлы или не очень грамотные прапорщики или уставшие от службы майоры, которым никогда не светило стать подполковниками, потому что батальона им никто бы не доверил. Но армянскому генералу они оказались интеллектуально близки. Удивляет только, что Оганян ассоциирует себя с лошадью, у которой, при наличии цветов на голове или без оных, вечно зад в мыле. Ну, что ж, кому как нравится. И заметьте, не я придумал ему этот образ. Генерал сам это сделал.