Закрытие иранского ядерного досье может обрушить цены на нефть.
Как сообщает AZE.az, сегодня утром, в преддверии запланированного завершения переговоров по закрытию иранского ядерного досье в Лозанне, цены на нефть идут вниз на ожиданиях подписаниях какого-либо документа, снимающегося с Ирана ограничения на нефтяной экспорт. Связано это с тем, что власти Исламской республики неоднократно заявляли о намерениях резко нарастить нефтедобычу в случае примирения с международным сообществом по вопросу иранского атома.
Так, майские фьючерсы на марку Brent подешевели до $56,85 за баррель. Марка WTI дешевеет еще активнее – до $48,1 за баррель. "Иран накопил значительные запасы нефти и может немедленно увеличить экспорт, если санкции будут сняты", — предупреждают аналитики ANZ, которых цитирует Reuters. Нефтедобыча, по оценке Facts Global Energy, может быть увеличена Ираном на 500 тыс баррелей в день в первые полгода и еще на 700 тыс до следующего марта. "Иран неохотно согласится на более низкую квоту, так как страна в значительной степени отказалась от добычи из-за санкций", — напоминают эксперты FGE.
Наиболее пессимистическую оценку высказала газета The Telegraph, которая ожидает падения цены на нефть при закрытии иранского ядерного досье до $20 за баррель в среднем.
Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" согласился с тем, что наращивание в ближайшее время на 50 млн т в год иранского нефтяного экспорта способно серьезно подорвать мировой рынок. "Но этого, скорее всего, не произойдет в силу нескольких причин.
Текущее снижение цены на нефть носит спекулятивный характер и включает в себя ожидания трейдеров, будет ли заключено полномасштабное соглашение с Ираном или нет.
Скорее всего, это соглашение будет предусматривать лишь постепенную отмену санкций и поэтапное выполнение его положений с регулярным мониторингом. А это, в свою очередь, означает, что в случае несоблюдения Ираном соглашения возможен и возврат к санкциям. Так что такого одномоментного выброса иранской нефти на мировой рынок я не ожидаю", – заявил он.
Также эксперт обратил внимание на тот факт, что мгновенное наращивание нефтедобычи невозможно. "Это дело не менее чем нескольких месяцев, страна не может так серьезно нарастить свое производство на экспорт.
Что представляет реальную угрозу для рынка со стороны Ирана, так это несколько миллионов тонн нефти, которые сейчас находятся в заполненных танкерах в Персидском заливе. Пока есть санкции, эта нефть как бы лежит про запас, по максимальным оценкам, на танкерах складировано до 5 млн т, которые в течение пары недель способны достигнуть рынков и подорвать цены", – заметил Нестеров.
В целом, по его словам, динамика цен на нефть может выровняться за счет той кризисной ситуации, что по-прежнему сохраняется на Ближнем Востоке. "Возможно какое-либо развитие конфликта в Йемене с участием Ирана, который, кстати, положительно повлиял на нефтяные цены. Рынок остается по-прежнему достаточно волатильным, и падение цен уже не будет долговременным.
Другое дело, что в целом прогнозы более пессимистичны на середину и конец года, среднегодовая цена будет скорее $60 за баррель. Однако, если будет падение цены ниже $40 за баррель, это приведет к быстрому сокращению поставок дополнительной нефти и снижению производства сланцевой нефти в США. Некое количество нефти будет убрано из мирового баланса, и цены вновь вырастут", – пояснил Валерий Нестеров, добавив, что столь низкие цены не выгодны и главным "виновникам" перепроизводства нефти – США.
Замдиректора Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев, в свою очередь, считает, что урегулирование иранской ядерной проблемы уже заложено в сегодняшние цены.
"Соглашение между западными странами и Ираном стало реальным еще в конце 2013 года, и за это время все участники рынка успели отреагировать на такую возможность. Я не думаю, что непосредственное юридическое урегулирование этого вопроса как-то сильно скажется на рынке, по крайней мере, в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Кроме того, сохраняется значительное напряжение в Сирии и Ливии, которые связаны с Ираном", – напомнил он.
"Даже в случае урегулирования ядерного вопроса сохранится проблема угрозы ближневосточного конфликта, прежде всего между Ираном и Саудовской Аравией, Ираном и вообще арабскими странами Ближнего Востока. Поэтому я не думаю, что закрытие иранского ядерного досье сильно скажется на ценах на нефть.
Другое дело, что в ближайшие два месяца возможно их снижение просто в силу сезонных колебаний, поскольку сейчас объективно будет падать спрос на нефть в силу окончания зимнего периода. Поэтому в ближайшие два-три месяца мы можем увидеть некоторое снижение цены на нефть, но не до $20 за баррель", – заключил Алексей Белогорьев.