В настоящее время идет сражение за долю глобального нефтяного рынка, и эта война давит на цены вниз.
Как сообщает AZE.az, интервью Новости-Азербайджан с российским финансовым аналитиком, экспертом общественной организации «Деловая Россия» Дмитрием Голубовским.
– Почему цены на нефть не стабильны и наблюдаются "американские горки"?
– Идет достаточно сложная финансовая и экономическая игра с очень высокими ставками. Объективно, на рынке все еще переизбыток нефти, а добыча в США даже после значительного сокращения буровой активности в сланцевой отрасли продолжает рост. Кроме того, растет добыча и некоторых других игроков рынка, в первую очередь – Саудовской Аравии. Идет сражение за долю глобального нефтяного рынка, и эта война давит на цены вниз.
Однако, поскольку рынком движут не только объективные факторы, но и ожидания, а также манипуляции финансовых игроков с фьючерсами на нефть, снижение нефтяных цен останавливается теми, кто заинтересован в стабилизации цены.
В первую очередь, в стабилизации цен на нефть заинтересованы американские банки, кредитовавшие сланцевую отрасль. Дальнейшее снижение цен ударит по их балансам, причем удар может быть очень силен, последствия могут быть хуже, чем от кризиса рынка ипотечных деривативов в 2008-м году. Поскольку банки могут оказывать существенное влияние, как на инвестиционные ожидания, так и на финансовые потоки рынка нефтяных контрактов, они прилагают усилия к стабилизации и даже росту цен на нефть. Как только рост цен на нефть начинает представлять угрозу для главных конкурентов американских сланцевых добытчиков – арабов, арабы делают заявления и предпринимают действия, которые давят на цены вниз.
С другой стороны, слишком сильное обрушение цены на нефть не выгодно и арабам, поэтому, когда цены приближаются к опасно низким значениям в районе $50 за баррель, саудовцы риторическими интервенциями создают позитивные ожидания, которые толкают цены вверх. Пока что, как это ни печально, единственным фактором, сдерживающим резкое падение цен на нефть, являются манипуляции рынком. Мнение, что нефти некуда падать – неоправданно. В текущей ситуации, когда все еще растут мировые запасы нефти, побивая рекорд за рекордом, а значит, есть избыток добычи, нефти есть куда падать.
– То есть до дна еще далеко и реальные цены на нефть намного ниже, чем мы сейчас видим?
– Если бы манипуляций не было, нефть на полгода упала бы ниже $40 за баррель, разорив часть добычи, которая утратила бы рентабельность, после чего цены восстановились бы, и рынок был бы разделен между выжившими игроками. Однако последствия такого жесткого сценария будут стрессовыми для глобальной экономики, и он неприемлем ни для кого. Именно поэтому игра ведется тоньше, и для наблюдателя со стороны часто сопровождается непредсказуемыми и необъяснимыми колебаниями цен.
Тем не менее, игра скоро закончится. Свободные мощности для хранения нефти постепенно исчерпываются, хранилища в США заполнены уже более чем на 90%. Американские компании из-за резкого роста стоимости хранения нефти в скором будущем будут вынуждены сокращать добычу, и это сокращение добычи, вероятно, придется осуществлять еще и на тренде обвала нефтяных цен, когда нефть из переполненных хранилищ будет выброшена на рынок.
Это и будет концом сланцевого пузыря. Избежать его, сдув в управляемом режиме и проведя консолидацию отрасли, можно лишь в том случае, если основные игроки глобального рынка нефти, все же, придут к каким-то взаимоприемлемым договоренностям.
– Когда примерно может наступить развязка, по Вашему мнению?
– По моим оценкам, конец весьма близок, и наступит этим летом. В зависимости от того, договорятся или не договорятся основные игроки, либо на летнем заседании ОПЕК сократит квоты и стабилизирует рынок, либо цена на нефть рухнет ниже $40 за баррель, чтобы рынок очистился от части добычи естественным образом. В последнем случае Россию и другие страны, для которых роль сырьевой нефтяной ренты для экономики бюджета велика, ждет большой стресс.
– Уолл Стрит – это единственная причина ценовой нестабильности?
– Одна из наиболее влиятельных. Кроме того, причинами прыжков могут быть формирующие ожидания рынка, заявления влиятельных персон, аналитиков инвестиционных банков, манипуляции со статистикой и т.п. способы влияния на настроения инвесторов.
– Если кратко, как удается Уолл стриту так манипулировать ценами?
– Это удается путем манипуляций ожиданиями «толпы» инвесторов относительно будущей цены нефти и, соответственно, текущей цены фьючерсных биржевых контрактов. Рынок и свободен, и не свободен одновременно. Рынок свободно управляем теми, кто контролирует новостные и финансовые потоки.
– Какая примерно прибыль извлечена в ходе такой игры, скажем за 3-4 "прыжка"?
– Более 100% на вложенный капитал, если Вы – умелый инвестор, готовый рисковать всеми вложенными деньгами.
– Что можно ожидать от рынка исходя из объективных оценок?
– В перспективе нескольких лет – восстановления цены нефти к уровням в районе $70 за баррель. Однако стабильность на этих уровнях будет достигнута ценой больших жертв, которые многие понесут в ценовой войне. Волатильность будет высокой, все еще вероятен провал цен ниже $40 на период один-два квартала.
Мнение, что рынок нефти относительно стабилизировался с начала этого года представляется необоснованным. Стабильность хрупкая, и может разрушиться в любой момент. Риски остаются очень высокими.