Наше издание предлагает вашему вниманию часть беседы с Генеральным директором Федеральной еврейской национально-культурной автономии России (ФЕНКА) Евгенией Михалевой.
За помощь в подготовке интервью AZE.az благодарит главу Азербайджанской общины Крыма Рагима Гумбатова.
– Евгения Абрамовна, мы знаем, что еврейские организации в России очень активны. Какие у Вашей организации планы на ближайшее будущее?
– В России еврейские организации действительно активны. Я не могу говорить о других еврейских организациях – у кого какие планы, но что касается Федеральной еврейской национально-культурной автономии, у нас несколько направлений деятельности. Независимо от того, какая экономическая ситуация, мы стараемся, чтобы эти направления у нас продолжали быть и, главное, развиваться. Сразу оговорюсь, что мы не являемся еще одной структурой, которая организует проведение праздников, концертов и различных программ на федеральном уровне. Одно из направлений нашей деятельности это – поддержка интересных проектов в различных регионах. В наше непростое время мы стараемся привлечь средства для поддержки еврейских организаций, чтобы в регионах проводились мероприятия. И это одно из серьезных наших направлений деятельности.
Мы проводим конкурсы проектов, выбираем среди них самые интересные и перспективные, в меру наших возможностей финансируем их реализацию. Не какие-то гигантские, не миллионные – у нас нет таких средств. Это – не большие средства, но мы знаем, что в регионах порою интересные проекты не могут быть реализованы из-за отсутствия небольшого финансирования. Сумма финансирования зависит от конкретных обстоятельств – если проект осуществляется в небольшом городе, то это может быть 25-30 тысяч рублей. Если это региональный центр, тогда может быть 100, 200 и 250 тысяч рублей в зависимости от охвата, от уровня этого проекта. Мы очень активно занимаемся привлечением денег – фандрайзингом, стараемся больше людей привлечь на семинары, чтобы они могли получать дополнительное образование.
Итак, одно направление нашей деятельности – это фандрайзинговое привлечение средств, второе – профессиональное продвижение еврейских организаций, чтобы люди получали образование, консультации. Мы тоже их постоянно консультируем, с ними работаем, повышаем их профессиональный уровень.
Мы много внимания уделяем деятельности, относящейся к межнациональной сфере. Можно сказать, что у нас это направление сровнялось в процентном соотношении с нашей основной деятельностью. Это очень интересное направление и серьезное. Мы даже наблюдаем некий побочный эффект, в хорошем смысле этого слова, от такой деятельности, так как еврейские организации лучше начинаю работать, когда видят, как хорошо работают другие этнические структуры, как они хорошо организованы, и какой у них опыт.
И для меня эта тема важна, может быть потому, что я отношусь, наверное, к небольшому числу таких оптимистов, которые считают, что тем, что они делают можно менять мир к лучшему.
– На Ваш взгляд, в такой многонациональной стране как Россия, государство, на что должно обратить приоритетное внимание?
– Я считаю, что проведение межнациональных фестивалей, концертов, других подобных мероприятий, несомненно, важно, и это нужно делать. Но, я не считаю, что это все не должно быть в приоритете. Кончено, придя на однодневный межнациональный фестиваль культуры, я что-то узнаю, с кем-то пообщаюсь – это прекрасно. Но, нужные серьезные, вдумчивые проекты, где люди разных национальностей общаются друг с другом, вместе придумывают какие-то проекты, программы, обсуждают, задают вопросы, решают какие-то проблемные ситуации. В результате таких проектов возникает взаимопонимание, межэтническая дружба. И это – очень серьезный выход таких проектов. Скажем, если я приду на фестиваль азербайджанской культуры, я могу проникнуться азербайджанской культурой, узнать что-то новое для себя. Но не гарантировано, что там будет возможность посидеть, пообщаться с людьми откровенно, о наболевшем, и где мы с ними можем что-то сделать вместе.
Вы знаете, я вижу от этих межнациональных проектов весьма серьезный выхлоп. Мы такие проекты реализуем последние несколько лет и я вижу, что люди начинают много общаться между собой, становятся друзьями, за этот период несколько человек из этих проектов стали моими личными друзьями. Особенно приятно, когда эти проекты приносят пользу, люди получают реальный результат. Для меня красивое словосочетание «гармонизация межнациональных отношений» не пустая фраза. Безусловно, нельзя достичь идеала, когда все во всем хорошо, все счастливы, все улыбаются всем – так не бывает. Но можно сделать ситуацию лучше, чтобы люди относились друг к другу доброжелательнее, были открыты, не было конфликтов.
Это можно сделать. Для этого нужны серьезные проекты. Не только проекты, согласно которым люди собрались, потанцевали, разошлись, а когда они собрались, посидели, обсудили, еще лучше, если вместе что-то сделали.
Мы также стараемся улучшить диалог между властью и обществом, потому, что как есть стереотипы в отношении евреев, азербайджанцев, грузин и кого-то еще, также имеются стереотипы в отношении чиновников. А ведь чиновники разные.
Мне кажется, мы должны гармонизировать отношения и межнациональные, и общества с властью. И мы все это способны делать. Мы уже сильны настолько, что, я не имею в виду ФЕНКА, а национальные организации, когда мы вместе, когда ни по одному бегаем по углам, когда мы объединяемся, мы действительно можем быть партнерами государства и выполнять какие-то функции, которые государство нам доверяет и не боится при этом, что мы провалим это.
– Евгения Абрамовна, Вы бываете в Азербайджане?
– В Азербайджане сейчас бываю не регулярно, а лишь когда приглашают. В прошлом году пригласили меня на конференцию, я была в Баку. Получила огромное удовольствие. Лет десять назад я работала со студентами и бывала в Азербайджане регулярно. Несмотря на то, что почти десять лет там была, осталось большое количество друзей в Азербайджане и осталось мое пристрастие к азербайджанской кухне, заполученное во время моих частых поездок.
Я была в Баку, Гяндже, Кубе. Мне очень нравится Баку.
– Что больше всего в Азербайджане запомнилось?
– В Баку меня поразила красота и простор! Ощущение простора, хотя там есть старый город, где узкие улочки, много новых построек. Но мне показалось, что в городе много простора. Главное, очень позитивное ощущение от людей.
– Высокопоставленные руководители Израиля – президент, премьер-министр и другие должностные лица, побывавшие в Азербайджане, неоднократно говорили об отсутствии антисемитизма в стране, приводили её в качестве примера толерантного пространства. Вы сами заметили такую атмосферу там?
– Я не сталкивалась в Азербайджане с антисемитизмом. С 1994-го по 2004-й год я работала директором Еврейской студенческой организации, регулярно приезжала в Баку. Через какое-то время у нас там была создана молодежная организация. Знаете, на первом большом мероприятии какой подарок они мне сделали? Догадайтесь.
– Коран?!
– Видите, как вы понимаете ситуацию?! Это было первое мероприятие с их участием, и они мне подарили Коран. При этом сказали: «Если ты хочешь знать, чем мы живем, ты должна прочитать Коран, так как, это часть нашей жизни, часть нашей культуры. Мы очень близко и постоянно общаемся с азербайджанцами, мы очень большие друзья». Интересно, что, по моим наблюдениям, и по наблюдениям моих московских друзей, коллег, они в первую очередь ощущали себя азербайджанцами. Они были очень большие патриоты. Ни с одной другой республики не приезжали люди, настолько патриотично настроенные к своему государству. Ничего против Азербайджана, если при них кто что-то говорил, нельзя было сказать. У них превалирующей самоидентификацией было – да, горские евреи, но граждане Азербайджана в первую очередь.
Прекрасным примером взаимоуважения является то, что евреи в Азербайджане могли помолиться в мечети. Отец моей приятельницы ходил в соседнюю мечеть, где у него было место, даже лежал его молитвенник. Все знали, что приходит этот человек и читает свою, другую книгу.
Я привела бы еще один пример – когда я пришла в Баку в синагогу, увидела, что там снимают обувь. Ведь, это нееврейская традиция, а мусульманская, когда в мечеть входят без обуви. Это замечательный бесконфликтный пример взаимопроникновения культур.