Полное фиаско: «медовый месяц» Армении и ЕАЭС закончился крахом

«Медовый месяц Армении и ЕАЭС закончился с полнейшим разочарованием Армении. Кем является Армения – невестой, или женихом, уже, по сути, в данном случае и не важно», – пишут армянские аналитики.

Как передает AZE.az, согласно отчету, опубликованному Министерством финансов Армении, 1000 крупных налогоплательщиков Армении в первом квартале текущего года в государственный бюджет на 1.3 процентов перечислили меньше средств, чем в том же периоде 2014-го года. Речь идет приблизительно о 154 миллиардах драмов, что в случае Армении, конечно, является огромной суммой не только для квартала, но и, пожалуй, в годовом разрезе.

Напомним, что первый квартал 2015-го года для Армении, так сказать, был необычным кварталом. Первые три месяца 2015-го года для Армении были первыми тремя месяцами в условиях, как было сказано, 170-миллионного рынка ЕАЭС. Фактически, трех месяцев было достаточно, чтобы миф об этом рынке развеялся, в данном случае, развеялся в плане экономической статистики в размере 154 миллиардов драмов.

Со 2-го января 2015-го года Армения является членом Евразийского экономического союза, злосчастное решение о членстве в котором было принято 3-го сентября 2013-го года. Первых трех месяцев членства было достаточно, чтобы потери для Армении стали вполне ощутимой реальностью. То есть, так сказать, медовый месяц Армении и ЕАЭС закончился с полнейшим разочарованием Армении. Кем является Армения – невестой, или женихом, уже, по сути, в данном случае и не важно, пишет Первый информационный.

В то же время, ситуация довольно деликатная, и, по сути, решение о членстве Армении в ЕАЭС приняли те 1000 крупных налогоплательщиков, или их подавляющее большинство, которые тем или иным образом представлены, сращены с политикой и властями. В Армении, по сути, нет крупного бизнеса, не сращенного с политикой. И в этом смысле кажется, что в Армении должен был назреть политический мятеж против ЕАЭС, поскольку те, кто принимали решение, сами чувствуют, перед какими проблемами оказалась законсервированная в ЕАЭС Армения.

С другой стороны, здесь, конечно, есть важные нюансы, и для уточнения картины нужно обобщить эти нюансы. В частности, снизились ли кроме доходов государственного бюджета, так сказать, личные бюджеты этих крупных налогоплательщиков? Это, конечно, не известно, во всяком случае, в условиях высокого уровня коррупции и наличия теневой экономики в стране очень трудно рассчитать эти проблемы. Между тем, именно здесь может быть зарыта голова собаки, когда, так сказать, потери выбора посредством решения, принятого властями, сращенными с бизнесом, компенсирует государственный бюджет, пишет аналитик.

То есть, крупные налогоплательщики, которые являются теми же политическими властями по принципу сращения, за счет снижения доходов в государственный бюджет, компенсируют экономические потери, возникшие в результате их политикой деятельности и принятых решений. То есть, если в объективных условиях квартальные доходы бюджета должны были снизиться на 70 миллиардов, а остальные 70 миллиардов, так сказать, должны были быть потерей крупных налогоплательщиков по причине неблагоприятной экономической ситуации, то в этом случае, потери крупного бизнеса посредством «взаиморасчета» возлагаются на плечи налогоплательщиков, и получается, что поступления в бюджет снизились на 154 миллиардов.

А пока в Армении бизнес-власти могут себе позволить подобные взаиморасчеты посредством тени и коррупции, против ЕАЭС не будет политического ополчения. А бизнес-власти всегда могут позволить себе подобные взаиморасчеты благодаря тени и коррупции, пока в Армении нет политической воли, или того уровня гражданского неповиновения, которое заставит властей реально бороться с тенью и коррупцией. В таком случае, когда уже система не сможет нейтрализовать личные потери, вытекающие из собственных политических решений за счет бюджета, то будет вынуждена подумать о реальных, глубинных причинах существующей ситуации, в том числе, и о катастрофичности консервирования Армении в ЕАЭС по собственному решению.