В вопросе поставок туркменского газа в Европу приоритетен Транскаспийский трубопровод.
Как передает AZE.az, об этом сказал в интервью Новости-Азербайджан доктор экономических наук, эксперт в области нефтяной экономики Сабит Багиров.
– Насколько осуществима в нынешних реалиях перспектива того, что туркменский газ попадет в Европу?
– Перспектива поставок туркменского газа в Европу становится все более реальной. События прошлой недели, я имею в виду многостороннюю встречу в Ашхабаде глав нефтегазовых ведомств Туркменистана, Азербайджана, Турции и ЕС, могут быть расценены как очередной шаг в направлении реализации проекта Транскаспийского газопровода. Решение о создании рабочей группы является довольно серьезным продвижением по названному проекту.
– Насколько заинтересованы в поставках газа из Туркменистана европейские компании, учитывая применяемый в Европе механизм определения экспортной цены на газ?
– Сейчас рано говорить о заинтересованности европейских компаний, поскольку переговоры по ценовым вопросам предстоят на последующих этапах. Я не думаю, что в будущем следует ожидать проблем. Стороны, как правило, находят взаимоприемлемое ценовое решение.
– Какой вариант маршрута поставок газа из Туркменистана в Европу Вы считаете наиболее перспективным – через Каспий – в этом случае будет реализован Транскаспийский газопровод – или по территории Ирана?
– В середине 90-х годов прошлого века главным препятствием для реализации проекта экспортного газопровода из Туркменистана в Турцию через Иран, явился американский закон Де’Амато. Закон пока остается в силе. Но среди санкций, снятие которых со стороны США ожидается в скором будущем, есть и такая, которая, в принципе, может быть прочитана как отмена закона Де’Амато. Это необходимо уточнить, поскольку не совсем ясен юридический подтекст формулировки соответствующей санкции.
Отмена закона Де’Амато может открыть определенные перспективы для прокладки туркменского газопровода через территорию Ирана. Однако, есть и другие причины приоритетности подводного – Транскаспийского газопровода.
– Как политические аспекты могут повлиять на планы ЕС и Туркменистана, учитывая, что против поставок через Иран выступают США и Европа, а против реализации Транскаспийского газопровода – Иран и Россия?
– Иран слишком серьезно пострадал от европейских и американских санкций. Поэтому их снятие будет большим праздником для этой страны, и вряд ли в ближайшие годы иранское правительство рискнет испортить этот праздник. Что касается России, то ее возможности влияния на процессы и позиции Азербайджана и Туркменистана хотя и не исчерпаны, но далеко не такие значительные, как в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда ей удалось приостановить успешно продвигающийся проект Транскаспийского газопровода.