Как Турция и Россия решают проблемы двусторонних отношений: заявление Путина о «геноциде» и партии турецких овощей и фруктов, не принимаемые на российский рынок.
Как передает AZE.az, апрель с точки зрения турецко-российских отношений стал месяцем, на протяжении ходе которого с одной стороны чувствовалось давление исторического прошлого, а с другой стороны не удалось преодолеть проблемы даже в основных сферах взаимодействия. Об этом пишет портал турецкого новостного агентства TRT.
Обе страны, не желая навредить двусторонним отношениям, выступали с острожными и конструктивными заявлениями, но этого не оказалось достаточным, чтобы устранить имеющиеся проблемы.
Подход Кремля к утверждениям о «геноциде»
С наступлением апреля 2015 года страны и международные организации выразили свою позицию относительно армянских утверждений 1915 года. Различные страны мира, такие как США, Ватикан, Австрия и Россия принесли свои соболезнования в связи с событиями тех лет, кто-то при этом использовал слово «геноцид», кто-то, подобно США, назвал события «великой трагедией». Некоторые организации, такие как Европейский парламент, приняли резолюции относительно события 1915 года. Руководство Турции выступило с ответными заявлениями и предприняло ряд политических шагов. В конечном итоге заявление президента России Владимира Путина о том, что «24 апреля 2015 года – скорбная дата, связанная с одним из самых страшных и драматических событий в истории человечества – геноцидом армянского народа», послужило причиной нового кризиса в турецко-российских отношениях.
В день проведения Арменией траурных церемоний в память жертв так называемого «геноцида», Турция отмечала 100-летие победы в Битве за Дарданеллы, на празднование которой были приглашены руководители многих стран мира. Путин заявил, что посетит в эту дату Армению, чему можно дать логичное объяснение в свете «особых отношений» РФ и Армении. Прибывший, как это ожидалось, в Армению президент РФ Путин, выступил с признанием утверждений о так называемом «геноциде армян», напоминает издание. Данный вопрос был детально рассмотрен на политической арене Турции, и широко освещен в турецких СМИ. С заявлением по данному вопросу выступил первое лицо Турции – президент Эрдоган. На вопрос: «Примите ли вы какие-либо санкции в отношении России в связи с визитом Путина в Армению и его заявлением об «армянском геноциде?», Эрдоган сказал, что «был огорчен посещением Армении Путиным».
Между тем Кремль выбрал путь снижения напряженности. Пресс-секретарь Кремля Песков отметил, что Путин осведомлен о реакции президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на слова российского лидера о «геноциде армян», добавив, что, находясь в Ереване, Путин употребил слово «геноцид» все лишь один раз, говоря о Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. «Мы верим в то, что наши отношения продолжат развиваться в рамках многонранного партнерства. Как мы уже ранее отмечали, сотрудничество с Турцией имеет для нас большое значение. Мы надеемся, что так будет и в будущем. Нас ожидает ряд совместно начатых важных проектов. Нам еще многое предстоит сделать», – заявил Песков, желая поставить точку в этом вопросе на конструктивной ноте.
Похожие заявления поступили от нескольких министров Турции. Вице-премьер Ялчин Акдоган и министр энергетики Танер Йылдыз заявили, что Турцию и Россию связывают многосторонние отношения, которые не пострадают от вышеуказанного заявления.
Как же стоит оценивать возникший кризис и заявления сторон по этому поводу?
Вне всякого сомнения, настоящий уровень турецко-российских отношений достоин внимания. За исключением нескольких кратких периодов в двусторонних отношениях, отношения между Турцией и России впервые опираются на сотрудничество. Вместе с тем связям двух стран необходимо дать правильное определение. Оценивать турецко-российские отношения как «стратегическое партнерство» было бы неверным, более подходящим, ввиду наличия таких кризисов исторического характера, как Кипр и Нагорный Карабах, и таких конъюнктурных кризисов, как Арабская весна, Сирия и Украина, является определение «многостороннее сотрудничество». Кризис, возникший несколько недель тому назад в связи с разными подходами к утверждениям о так называемом армянском геноциде, несмотря на то, что этот конфликт не нов и был предсказуем, в особенности затрудняет изменение взаимовосприятия обществ двух стране в процессе очерчивания двусторонних отношений и построения взаимодоверия.
В дополнение к тому, заявления пресс-секретаря Кремля Пескова с одной стороны, и вице-премьера и министра энергетики Ялчина Акдогана и Танера Йылдыза с другой, свидетельствуют о значении, которое Турция придает отношениям с Россией, и значении, которое Россия придает связям с Турцией. Так инициатива Эрдогана и Путина по развитию отношений Анкары и Москвы на основе сотрудничества, несмотря на все возникающие разногласия, продолжает поддерживаться. Но не стоит забывать, что общественное восприятие и управление восприятием – вопрос, который нельзя упускать из виду.
После использования слова «геноцид» Турция отозвала своих послов из Ватикана и Австрии, но не предприняла аналогичного шага в отношении России. Данное обстоятельство и заявления пресс-секретаря Кремля Пескова, направленные на смягчение напряженности на линии Анкара-Москва, указывают на значение, придаваемое двусторонним отношениям.
Отозванная клубника
С точки зрения Турции, привлекающим внимание обстоятельством являются турецкие овощи и фрукты, которые Россия на протяжении последнего года время от времени не принимает на свой рынок. Согласно последней новости, появившуюся на страницах информационных агентств 28 апреля 2015 года, «Россия вернула импортированную из Турции партию клубники объемом 21 тонну на основании того, что в ней найдены вредные для здоровья насекомые». Советник главы Россельхознадзора Алексей Алексеенко заявил, что они провели в Геленджике проверку 21 тонны клубники и не приняли партию клубники в связи с ее заражением вредителями. Председатель совета правления Ассоциации экспортеров Западного Средиземноморья Мустафа Сатыджи в свою очередь выступил с заявлением, направленным на устранение путаницы относительно того, является ли возвращенная клубника вредной для здоровья и ее последующей участи.
Как известно, значительную часть турецкого экспорта в Россию составляют овощи и фрукты. Вместе с тем в результате изменения таможенных правил на протяжении долгих лет грузовики Турции образовывали на таможенных пунктах длинные очереди, а овощи и фрукты оказывались под угрозой порчи. С целью решения этой проблемы в 2009 году между Турцией и Россией был введен упрощенный таможенный режим – система, при которой таможенные службы обеих стран предварительно предоставляют друг другу электронные сведения о поставляемой продукции. Благодаря Упрощенному таможенному коридору таможенный кризис между Турцией и Россией в августе 2008- августе 2009 года был преодолен. Юридическим обоснованием Упрощенного таможенного коридора стал подписанный между Федеральной таможенной службой (ФТС России) и Таможенным департаментом Республики Турция в 2008 году Протокол об упрощении таможенных процедур. С другой стороны, на заседания Совета сотрудничества высшего уровня, созданного в 2011 году и ставшего главным плодом институционализации двусторонних отношений, представители Турции регулярно выносят на повестку дня проблемы торговли и сбои в работе Упрощенного таможенного коридора.
Вместе с тем, проблема турецкого экспорта в Россию все еще не разрешена до конца. Время от времени поступают новости о том, что Россия отправляет назад тонны турецких овощей и фруктов. Когда поступило очередное известие о возвращении партии турецкой продукции, были предприняты некоторые шаги с целью решения проблемы, однако здесь имеет значение наличие аспектов проблемы, которые продолжают повторяться. Причиной кризиса в двусторонних отношениях иногда становятся необходимые и эффективно принятые решения, а иногда решения, которые могут ставиться под знак вопроса только одним полномочным лицом. Как бы там и было, очевидно, что еще предстоит предпринять важные шаги в решении проблем двусторонних отношений, подытоживает издание.
