Фахраддин Манафов: «Тому Крузу до меня далеко»

Народный артист Азербайджана поделился своими мыслями в интервью накануне дня азербайджанского кино и дня его рождения

– Завтра в Азербайджане отмечается День национального кино. В этот же день Вам исполняется 52 года. Вы отмечаете свой день рождения на съемочной площадке?

– Конечно, на съемочной площадке. Мы подытоживаем работу над фильмом Эльчина Эфендиева «Судьба владыки». В этом фильме я сам играл, а также работал в качестве учителя актеров.

– Вам поступают приглашения из-за рубежа?

– Очень часто я снимаюсь в фильмах в Москве. Из Москвы чаще поступают приглашения. 3 августа я вновь поеду в Москву на 10-15 дней. Съемки десятисерийного фильма находится на стадии завершения. Данный фильм посвящен самой выигрышной на сегодня теме. Режиссер фильма Александр Касадкин.

– Какой азербайджанский фильм Вы смотрели в последний раз?

– Последним фильмом, который я смотрел, была картина Рустама Ибрагимбекова «В одном южном городе». В этом фильме я тоже снимался.

– На Ваш взгляд, как повлияет последнее распоряжение президента, посвященное развитию кино, на активизацию этого процесса?

– Все работники кино должны поблагодарить президента за это. Мы давно ждали это распоряжение. Мне кажется, что оно даст большой толчок развитию кино. Я верю в то, что азербайджанское кино займет подобающее ему место, в него будут вложены средства. И эти средства должны быть выделены государством.

– Когда говорят об актерах, чей потенциал был не до конца использован в Азербайджане, вспоминают и Фахраддина Манафова…

– Я согласен с этим мнением. Недавно по инициативе проживающего в Москве нашего соотечественника Вагифа Асадуллаева мы завершили съемку исторического фильма.

Увидев актерский контингент картины, я очень обрадовался. Я стал свидетелем большого потенциала молодых актеров, занятых в картине.

Есть прекрасный молодой актер Театра пантомимы по имени Парвиз.

С молодыми актерами, обладающими потенциалом, надо работать. То, что с ними не работают, связано с тем, что сегодня среди нас нет Расима Оджагова.

Пусть никто на меня не обижается, если скажу, что сегодня в Азербайджане нет режиссеров. Режиссер должен работать с актерами, но таких, к сожалению, сегодня нет. То, что азербайджанское кино не может выйти на международную арену, также связано с отсутствием режиссеров…

– Удовлетворяет ли Вас уровень дубляжа в Азербайджане?

– Более-менее этим делом у нас занимается Эльданиз Расулов. Он имеет заслуги в данной сфере. Уровень же сегодняшнего дубляжа меня не удовлетворяет. С точки зрения новых технических возможностей, есть много недостатков. В дубляже не должно быть искусственных голосов, ненатуральных криков. С нашими актерами дубляжа надо работать. Честно говоря, дублированные у нас фильмы невозможно смотреть.

– Есть те, кто называют Вас актером мирового уровня, не сумевшим выйти на международную арену…

– Мне уже достаточно много лет. 52 года – это немало. В некотором смысле мои ровесники счастливы, что дожили до этих времен. Многим это не удалось, например, Самандару Рзаеву, Гасанаге Турабову, Гасану Мамедову. Но они, даже если бы захотели, не смогли бы выйти на мировую арену. А сегодня такие возможности существуют, однако это требует очень больших средств. Если бы в Азербайджане сняли такой фильм…
 
Если бы только знать, что у нас есть режиссер, способный снять фильм о проблемах, интересующих мир, и соответствующий актерский ансамбль… Если мы не будем выходить за пределы страны, кто нас увидит? Не будем же мы заявлять о себе посредством Интернет…

– Если бы Вам были созданы такие условия, смогли бы Вы достичь славы Тома Круза?

– Тому Крузу до меня далеко Да и кто такой Том Круз? Если бы нам окружающих его психологов, сценаристов и режиссеров, в Азербайджане ежегодно появлялось бы не 7, а 70 таких актеров.

– Недавно зрители увидели Вас в клипе.

– Этот клип должен был быть посвящен памяти Расима Оджагова. Очень жаль, что Зульфия Ханбабаева и ее продюсер сняли титр «посвящается Расиму Оджагову». Мы хотели создать серию. Композиции на песни, посвященные режиссерам фильмов, композиторам и актерам, называют клипом.

– Согласитесь ли Вы еще раз на такое предложение?

– Если будет что-то важное, соглашусь. И еще, были обстоятельства, повлиявшие на мои съемки в клипе. Мы встретились с Зульфией Ханбабаевой, поговорили. У нас была идея «Тахмина-2». В то время только скончался Расим Оджагов, и это очень сильно подействовало на меня.

– Понравился ли Вам клип?

– Ничто не бывает так, как хотелось бы.

– Азербайджанская интеллигенция посетила на днях Нагорный Карабах. Если бы Вы получили такое предложение, как бы Вы отнеслись к нему?

– Я очень сожалею, что мне не удалось быть в составе этой делегации. Я родился в Ханкенди. Если бы я с самого начала знал об этом визите, обязательно настоял бы на своем участии. В случае очередного визита я поеду с большим удовольствием. Пусть мне осталось жить 15-20 лет: я хочу увидеть свою землю.

– Что бы Вам хотелось увидеть в Ханкенди?

– Я не верю, что могу увидеть там кого-то из прошлых лет. Я родился там, уехал, когда мне было 5-6 лет. Мне хотелось бы побывать в Шуше, на Джыдыре, попробовать мед, ягоды, искупаться в реке. Наш дом находился в 7-8 км от Ханкенди, на берегу реки Гар-гар. Я родился в этом самом доме, 2 августа 1955 года, в День Азербайджанского национального кино.

– Почему Вы не даете интервью прессе?

– А я и сам не знаю, почему я согласился на интервью с Вами…