Страны "Восточного партнерства", включая Азербайджан, уже пришли к основополагающим позициям относительно сотрудничества с ЕС.
Как передает AZE.az, в Риге стартует двухдневный саммит "Восточного партнерства". Главным вопросом его повестки будут двусторонние отношения Евросоюза с шестью странами этой программы, то есть с Азербайджаном, Грузией, Арменией, Белоруссией, Молдавией и Украиной. Кроме того, планируется коснуться также кризиса на Украине. Об этом рассказала премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма.
"К нам приедут представители всех шести стран "Восточного партнерства", и будет идти речь об экономическом сотрудничестве, о двусторонних отношениях. Конечно, конфликт на Украине нельзя будет обойти, но это не станет центральной частью саммита", – приводит ее слова ТАСС.
В преддверии саммита "Вестник Кавказа" решил подвести итоги ожиданий от этого события в странах Южного Кавказа.
Главное, чего ждут политики Грузии от саммита, – возможное введение безвизового режима с ЕС, однако другой вопрос — насколько взаимодействие с Евросоюзом сейчас выгодно для страны, рассказал в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" руководитель Института стратегии управления Петре Мамрадзе.
"Из-за скудости новостей всячески разжигается вопрос, дадут ли Грузии безвизовый режим или нет. Меж тем, уже были отдельные выступления лидеров стран Евросоюза, что на этот раз его не дадут. А то, что Штайнмайер заявил о каком-то приятном сюрпризе, – это будет лишь заявление о том, что ЕС перейдет в режим индивидуального взаимодействия с членами "Партнерства", то есть, кто больше выполнит заданий, тому больше и дадут чего-то", – указал он.
При этом, по словам Мамрадзе, в Грузии мало кто задумывается, нужно ли стране стремиться в ЕС, а на самом деле ответ на этот вопрос не столь очевиден. "Изначально, когда было подписано соглашение об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом, в грузинских СМИ и среди политиков господствовали радостные настроения. Но сейчас эксперты-грузины, работающие в иностранных организациях, пишут, что из-за этого соглашения Грузия, начиная с августа прошлого года, стала терять крупные суммы ежемесячно. Речь идет о десятках миллионов долларов, что для Грузии с ее катастрофическим дефицитом экспортно-импортного баланса очень много", – подчеркнул глава Института стратегии управления.
"И те эксперты, которые раньше пропагандировали это соглашение, сейчас в один голос заявляют, что надо просить ЕС приостановить его действие в одностороннем порядке", – отметил политолог.
Более того, многие жители страны из-за сложной экономической ситуации полностью равнодушны к этому вопросу. "Нельзя сказать, что "Грузия чего-то ожидает", ибо подавляющее большинство населения не интересуется этой темой. У людей хватает своих ежедневных и очень тяжких забот и проблем", – заключил Петре Мамрадзе.
По мнению профессора Западного университета Фикрета Садыхова, едва ли стоит ждать от Рижского саммита каких-то новых радикальных событий. Причин этому две: во-первых, сам ЕС настроен на индивидуальное отношение ко всем странам "Партнерства", более гибко подходя к ситуации.
"На саммите не будет тех достаточно жестких пунктов декларации, которые присутствовали в Вильнюсе в 2013 году. То есть, подход скорее всего станет более индивидуальным, учитывающим интересы, специфику и особенности каждой из республик, входящих в эту программу", – пояснил он.
Во-вторых, сами страны "Восточного партнерства", включая Азербайджан, уже пришли к основополагающим позициям относительно сотрудничества с ЕС, и эти вещи общеизвестны. "На этом саммите вряд ли будут приняты какие-либо радикальные решения. По сути, Азербайджан твердо заявил о своих приоритетах. Мы не собираемся вступать в ЕС, подписывать ассоциативное соглашение. Речь будет идти о научном, гуманитарном обмене, об упрощении визового режима", – рассказал Садыхов.
То же самое можно сказать об остальных странах программы. "Армения давно определилась: она стала уже членом Евразийского союза. А что касается остальных трех республик – Молдавии, Грузии и Украины, которые намерены интегрироваться в европейское сообщество, – то там принципы и приоритеты также определены, и вряд ли может возникнуть неожиданная идея или радикальные обстоятельства", – подчеркнул эксперт.
"Поэтому я не ожидаю ничего сверхъестественного от очередного саммита в Риге", – заключил Фикрет Садыхов.
Армения, рассказал директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Маркаров, рассчитывает на подписание рамочного документа по итогам саммита, а также отдельных соглашений, касающихся неэкономических сфер, таких как права человека, визовый режим и т. д.
Экономическая сфера взаимодействия, по сути, не нуждается в дальнейшем документальном закреплении. "Армения для экономического сотрудничества с ЕС использует в том числе механизмы DSP и DSP+, которые будут сохранять свою актуальность и в дальнейшем без какой-либо формализации в рамках ассоциативного договора", – подчеркнул эксперт.
"Существуют и иные области, в которых Армения всегда была готова осуществлять сотрудничество с ЕС, по возможности документально закрепляя его. Это защита прав человека, углубление правовых реформ, хорошее управление, демократизация. Свидетельством этому выступает и то финансирование, которое ЕС выделяет для Армении по данным направлениям", – поведал Маркаров.
Наконец, Ереван задумывается и об итоговом документе по результатам саммита. "Встанет вопрос и о принятии некоего рамочного общего документа по итогам саммита в Риге – то, что обычно бывает после подобного рода мероприятий", – указал директор армянского филиала Института стран СНГ.
"Таким образом, в экономической сфере сотрудничество будет продолжаться в рамках неких иных формальных документов. В прочих сферах стоит вопрос о подписании некоего документа, формализующего характер и содержание взаимоотношений", – заключил Александр Маркаров.