«Международная компания «Дж.Гаджиев и братья» умыкнула в неизвестном направлении от 5 до 9 миллиардов долларов. Может, не 9, а семь или пять. Какая разница? Но вот какой срок полагается за такой грабеж средь бело дня – ни один юрист внятного ответа не дает».
Как сообщает AZE.az, «спасибо Международному банку Азербайджана, его экс-президенту, всему коллективу – жизнь в стране, говоря сталинским языком, стала куда веселей, хотя нельзя сказать, что жить стало лучше», – пишет haqqin.az. «И все же газеты раскупаются, как в лучшие советские годы, партизанские листовки оппозиции, пудами валявшиеся на полках киосков, сметаются вмиг. О нашем славном банкире и его компаньонах из мошеннической среды, которую почему-то называют национальной олигархией, день и ночь трубят все «Голоса».
Наконец-то наши пропагандистские службы добились того, о чем мечтало не одно поколение азербайджанцев – республика не сходит со страниц самых популярных мировых изданий, красуется на телеэкранах, заполняет эфир. Такое на моей памяти было только дважды: в 1969 году, когда полетели головы первых секретарей и бывших с ними заодно торгашей разного калибра, а также в начале 80-х, когда лев по кличке Кинг – единственный в мире из породы хищников, проживавший словно милый котенок в центре Баку в обычном доме в обычной трехкомнатной квартире, растерзал своих хозяев, чем крайне удивил не столько работников цирка, сколько руководителей Баксовета.
Помимо оппозиционной прессы, дорвавшейся, наконец, до темы, с неисчерпаемыми скандальными возможностями, есть о чем поговорить и на бакинском бульваре, пошептаться в коридорах власти, позлорадствовать на обывательских кухнях: «Так им, кровопийцам и надо!» Знакомый врач из «Скорой помощи» восторженно поделился медицинской чудо-новостью: «Резко сократилось число вызовов! И о боже – за целую неделю ни одного инфракта!» Секрет этого медицинского феномена прост – народ полагает, что наступил долгожданный час возмездия – вон сколько украдено! –ясно, что должны ответить! И вся страна спорит, как когда-то перед решающим матчем «Нефтчи» за право зацепиться за последнюю строчку высшей лиги. Остросюжетная тема: сколько денежек из бюджета, то есть из нашего с вами, уважаемый читатель, кармана украдено, и сколько за это положено отлежать на нарах, нескончаема и увлекательна как поединок Штирлица и Мюллера.
Факты, о которых лучше молчать
По поводу первого вопроса особых разночтений нет – все согласились, что международная компания «Дж.Гаджиев и братья» умыкнула в неизвестном направлении от 5 до 9 миллиардов долларов. Может, не 9, а семь или пять. Какая разница? Но вот какой срок полагается за такой грабеж средь бело дня – ни один юрист внятного ответа не дает. Что-то мямлят про растрату и хищения в особо крупных размерах. Один мой знакомец, отсидевший по этой статье в советское время что-то около 5 лет искренне возмущается: «У меня на складе ОБХСС обнаружил всего-то недостачу порядка 50 тысяч рублей! А сколько шуму было! Чуть ли не врагом народа меня объявили! Надо срочно менять УК и вместо «в особо крупных размерах» вписать: «Нанесение государству ущерба в немыслимых масштабах».
В этих бесконечных спорах как-то само собой затерялись несколько самых, я бы сказал, уникальных явлений, заслуживающих куда более пристального внимания. Итак, перечислим наиболее невероятные из них.
Первый, и, как любят говорить наши депутаты, не имеющий аналогов факт – в лице экс-президента Международного банка и его клиентуры – Азербайджан обрел единственного за последние 100 лет государственного деятеля, добровольно подавшего в отставку. Отставки имели место и в полтора года существования АДР, лишались занимаемых постов и множество больших и малых начальников в течение 72 советских лет, и даже за один-единственный год существования фронтистского правления кое-кто оставил кабинет, в котором эти самые кое-кто не знали чем заняться.
Но все это не то: одни ушли в связи с прибытием на бакинский вокзал бронепоезда, других разогнал Багиров, третьи пали жертвой краснознаменных лет, четвертые ушли в небытие, не желая открывать огонь по местным, вышедшим в тираж, проституткам, возглавляемыми лучшими правозащитниками всех времен и народов, пятых поставил на место, и оно оказалось на задворках истории – Улу ондер. Ну и т.д.
И только он, единственный из государственных людей пришел сам к главе третьей Республики, и, глядя непосредственно в светлые очи, не колеблясь, произнес эти полные мужества и неповторимости слова: “Прошу…”
О чем просил президент международного банка Президента Республики? Я многое бы дал, чтоб хотя бы разок взглянуть на этот шедевр эпистолярного жанра. “Прошу освободить от занимаемой должности в виду…” Ввиду чего? Нездоровья? Но Дж.Гаджиев выглядит великолепно, как знатный жених на смотринах. Несоответствия занимаемой должности? В таком случае, следовало бы уточнить, с какого времени началось это несоответствие. Ведь склонность к воровству бывает и врожденной.
Согласитесь, читатель, что не может же столь образованный и интеллигентный человек написать в своем прошении: “Прошу принять отставку в связи с тем, что у меня на счетах вдруг обнаружилось несколько миллиардов долларов, происхождение которых мне неизвестно”. Или того хуже: “Прошу освободить от занимаемой должности ввиду растраты государственных средств в несколько миллиардов долларов”. И тем не менее, поступок Дж.Гаджиева (я имею ввиду добровольную отставку) навеки будет вписан в анналы истории горячо любимого им Отечества, как первого и скорее всего единственного добровольного отставника столь высокого ранга.
В политической практике современного Азербайджана это совершенно уникальное явление само по себе заслуживает внимания и дальнейшего закрепления. Добровольно отказаться от нескончаемого потока долларов – для того надо иметь мужество. Это шаг, сравнимый с подвигом Александра Матросова. Тот грудью прикрыл вражеский пулемет, а наш соотечественник – собственным телом заляпал позор республики… Мне кажется у нас нет и подходящей награды за столь героический и патриотический порыв.
Следующее, заслуживающее внимание явление в беспримерном коррупционном скандале – это наличие в нем исламского начала. Точнее, полное ее отсутствие. Не поймите чего худого, я имею ввиду ту исключительную роль, которую играет в данном остросюжетном детективе человек из Неграма, более известный как Гаджи Ибрагим.
Самое поразительное то, что ни он сам, ни руководители международного банка, ни сонмище комментаторов по делу МБА, ни широкие народные массы не обратили ни малейшего внимания на то, что одна из самых колоритных фигур коррупционного дела – видный азербайджанский Гаджи, то есть человек посетивший Мекку (возможно, не раз) и тем самым взявший на себя вполне конкретные обязательства перед Всевышним и чисто моральные – перед гражданским обществом.
И главное обязательство его религиозного сана – высшего после Мешади, Кербалаи – строжайшим образом избегать соприкосновения с харамом.
По исламским понятиям самый тяжелый проступок-харам – звучит также, как у многих народов: “Не укради!” Гаджи Неграмский, как и все его соседи по списку лиц, взявших кредит и не вернувших долг государству, таким образом, совершил тяжкий грех. О чем он, не исключено, не ведает. Ислам жестоко карает за многие грешки, может простить прелюбодеяние, зависть, много чего, но вот «Не укради!»– это исключительный харам, потому как жить на ворованные, к тому же у простого люда – тягчайший грех. Словом, это грешно для рядового мусульманина, для человека же в сане Гаджи – позорище неслыханное.
Вор должен сидеть в тюрьме
Однако судя по поведению не только упомянутых героев банковского дела, но и многих других его участников (очень возможно, что Гаджи Ибрагим совсем не одинок в своем стремлении ездить в Мекку за счет украденных денег), такого рода премудрости ничуть не беспокоят их. Не беспокоят они и широкую общественность. И что хуже всего – правоохранителей. А это уже свидетельство полного падения нравов в масштабах всей страны. Скажете, мало ли чего бывает в жизни. Верно. Но то, что случилось в МБА, так сказать, генштабе финансовой власти, демонстрирует полное равнодушие к произошедшему и полнейшую депрофессионализацию структур, отвечающих за закон и порядок.
Христианские богословы до сих пор спорят по поводу того, судить ли земным судом английского короля Генриха VIII, впервые разрешившего ростовщичество в XVI веке или же принять к сведению адские муки, которые должен был всенепременно ниспослать на голову несчастного государя личным указом Господь. Азербайджан, как известно, мнит себя светским государством, возразят мне стражи закона, и поэтому не стоит смущать души граждан суждениями религиозного порядка. Верно. Но светскость есть не только отделение религии от государства. Она, эта светскость, подразумевает также и следование законам существующего государственного устройства. Проще говоря, вор должен сидеть в тюрьме. Так кажется, говорил герой одного популярного сериала. Но это фильм о другом времени и другой эпохе…».