Баку в вопросе строительства газопроводов ранее избегал столкновения с интересами России

В последнее время ряд российских СМИ выступили с явно заказными статьями, в которых ставится по сомнение способность Баку довести до конца проект «Южного газового коридора», пишет азербайджанский депутат Расим Мусабеков.

Как сообщает AZE.az, на своей странице в социальной сети Facebook депутат Милли Меджлиса, известный политолог Расим Мусабеков заявляет, что недавно к их хору подключилась "тяжелая артиллерия" в лице президента «Газпрома» Миллера.

«Выступая 28 мая в Белграде, он сказал: « …первоначально предполагалось начать поставки первого газа по TAP в 2017 году. Прошло четыре года, и сегодня мы слышим о том, что поставки газа по этому газопроводу начнутся в начале 2021 года.

Эксперты говорят, что в течение какого-то времени эта тенденция — прибавлять годик — может продолжиться». То есть, Миллер открыто взял под сомнение реализацию в приемлемые сроки азербайджанского проекта TAP.

Видимо, Миллер не успел ознакомиться с выступлением президента Ильхама Алиева днем раньше, то есть 27 мая во дворце «Бута» на официальном приеме по случаю национального праздника Азербайджана – Дня Республики, иначе он проявил бы большую осмотрительность в своих оценках и прогнозах», – подчеркивает Р.Мусабеков.

«Президент Азербайджана сказал: «Если в проекте ТАР возникнет та или иная проблема, то тогда мы будем больше экспортировать наш газ на турецкий рынок. Во всяком случае, должен отметить, что у нас нет никакого беспокойства в связи с рынками. Просто все участники ТАР должны действовать ответственно и не создавать искусственных проблем».

Российских газовиков президент Ильхам Алиев не упоминал, но к сказанному не мешало бы прислушаться и им. Ведь не секрет, что новое правительство Греции, сформированное левацкой коалицией "СЕРИЗЕ", выдвигает необоснованные требования по ТАР с подачи именно Москвы.

Если в результате различных интриг своевременный ввод ТАР будет сорван, то дополнительные объемы азербайджанского газа вступят в жесткую конкуренцию на турецком рынке именно с российским газом», – подчеркивает депутат.

«Не факт, что «Газпром» в ней окажется победителем. Для сведения: в 2014 году Россия продавала свой газ на этом рынке по цене $417, Иран – $480 долларов, а Азербайджан – за $341 за 1 тыс. куб. м. Даже если Москва примет требования Анкары по скидкам, то и тогда азербайджанский газ сохранит конкурентные преимущества.

Приходится напоминать, что Баку в вопросе строительства газопроводов ранее избегал столкновения с интересами России. Так в нашем масштабном проекте «Шахдениз» была выделена 10-процентная доля ЛУКойлу. Азербайджан пока что сдержанно ведет себя в вопросе транскаспийского трубопровода и отказался от продвигавшегося Западом проекта Nabucco в пользу ТАР, не в последнюю очередь, чтобы уклониться от конкуренции с российским проектом "Южный поток".

Не наша вина, что российский проект заблокировал Евросоюз. Теперь «Газпром» намерен протянуть свой "Турецкий поток" с продолжение через Грецию и торпедировать азербайджанский проект ТАР. Так дела не делаются. Москве и Баку втягиваться в «газовые баталии» ни к чему. Как производители газа мы оба лишь потеряем. Не лучше ли выстраивать газопроводную политику с учетом взаимных интересов?» – задается вопросом Р.Мусабеков.