Много разных слухов ходит вокруг ОАО «Азерэнержи», говорят даже, что тучи уже сгущаются над головой его главы Этибара Пирвердиева.
Как сообщает AZE.az, даже поговаривают, что у Этибара Пирвердиева отбирают полномочия, критикуют на самом высоком уровне, да и вообще дела здесь обстоят неважно. Не раз писал об этом и haqqin.az. Но, к сожалению, до истинных причин всего происходящего докопаться пока не удается. Некоторый свет на это, правда, проливает опубликованная Fineko информация о том, что «энергетический баланс страны требует серьезной коррекции, и это связано с тем, что электроэнергетический сектор выходит на международный рынок».
«Отмечается, что Министерство энергетики будет вынуждено пересмотреть баланс после начала экспорта электроэнергии из Азербайджана в Турцию, который может начаться уже в 2015 году. Для проведения таких операций «Азерэнержи» открыло представительство в Турции. Ожидается, что государственный энергетический регулятор Турции предоставит «Азерэнержи» лицензию на экспорт электроэнергии в Турцию и сделки с ней на турецком рынке уже в июле.
Все это похоже на правду, так как разговоры об экспорте азербайджанской электроэнергии в Турцию и далее в Европу идут не первый год, с этой целью проведена даже определенная работа по подготовке к экспорту линий электропередач на территории Азербайджана и Грузии. Но если экспорт электроэнергии действительно начнется в июле, то это сильно скажется на энергетическом балансе Азербайджана. С одной стороны, резко вырастут потребности в природном газе для производства электроэнергии, а с другой – значительная часть генерации будет переключаться на экспортные контракты.
Скажем откровенно, сегодня Азербайджан технически готов к экспорту электроэнергии в Турцию. Мы не раз отмечали, что «Азерэнержи» обладает большими свободными генерирующими мощностями и линиями электропередач (ЛЭП) до Грузии. В свою очередь Грузия создала ЛЭП до границ Турции, а принятая на прошлой неделе энергетическая стратегия Грузии создает комфортные условия для транзита и азербайджанской электроэнергии.
К тому же при нынешней ситуации Азербайджан получит возможность подключиться к Европейской сети операторов систем передачи электроэнергии, объединяющей большинство стран ЕС. Турция в апреле подключилась к этой системе, и поставки электроэнергии в эту страну равносильны поставкам на единый еврорынок.
Вызывает интерес и тот факт, что на этом фоне агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента («РДЭ») «Азерэнержи» на уровне «BBB-» со «стабильным» прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте «F3». Рейтинги ОАО находятся на одном уровне с рейтингами Азербайджана, так как правительство – единственный его акционер. В то же время агентство отмечает, что девальвация азербайджанского маната на 34% ослабляет кредитоспособность «Азерэнержи» ввиду валютного несоответствия между долгом и выручкой компании. В конце 2014 года почти 80% долга компании было номинировано в иностранной валюте, в то время как почти вся выручка номинирована в национальной валюте.
Но «Азерэнержи» находится в процессе продажи активов распределительных сетей, где его доля составляла 55%, госкомпании ОАО «Азеришыг». Но Fitch расценивает влияние этих изменений как неопределенное для самостоятельной кредитоспособности компании. А сами активы – как имеющие значительную амортизацию и требующие большого финансирования (1,9 млрд. манатов на 2015-2017 годы). Остается неясность и по поводу структуры тарифов после продажи этих активов, а более низкая степень вертикальной интеграции может привести к увеличению делового риска.
Агентство также ожидает, что операционный денежный поток компании сократится в среднем примерно до 125 млн. манатов в 2015-2018 годах с 230 млн. манатов в 2011-2014 годах. Свободный денежный поток, вероятно, останется отрицательным ввиду значительных капвложений в размере 2,6 млрд. манатов в 2015-2018 годах (без учета распределительных сетей). Но большая часть инвестиционной программы может быть отменена, и по ней может быть предоставлено государственное финансирование. В 2014 году программа капвложений была уменьшена до 119 млн. манатов с ожидавшихся 175 млн. манатов.
Не хочется обременять читателя многочисленными цифрами, приведенными агентством. Но хочется подчеркнуть, что все они в принципе верны. Эффективность работы этой компании заслуживает и большей критики. Но напрашивается все же вопрос: а не связано ли все это именно с выходом «Азерэнержи» на международный рынок? Компании предстоят сложные переговоры с партнерами в Турции и Европе, а тут сначала Deloitte публикует отчет, изобилующий недостатками в работе компании, вслед за ней другая рейтинговая компания Fitch выступает с аналогичной критикой.
На громкий шум сбегаются и местные компании и СМИ, вокруг «Азерэнержи» стягивается крепкий узел черного пиара, который, безусловно, снизит его акции в ходе предстоящих переговоров, что может отразиться на ценах экспортируемой электроэнергии, а, следовательно, и на доходах бюджета страны. Но как ни крути, виновной стороной во всей этой истории остается именно «Азерэнержи». Низкие показатели работы не спрячешь от аудита – это не азербайджанские СМИ, с которыми такие фокусы легко удаются».