Мы стали свидетелями нападений вооруженных армянских боевиков из Ливана – фидаинов на мирное азербайджанское население. Были и убийства азербайджанцев. Я сопровождал эвакуировавшихся из Армении ваших соотечественников в Грузию, а оттуда – в Азербайджан, заявил заместитель военного комиссара Запорожской области полковник Михаил Логвинов.
Как передает AZE.az, недавно заместитель военного комиссара Запорожской области полковник Михаил Логвинов дал интервью украинскому изданию «УНН», где рассказал, как проходит мобилизация в подконтрольном ему регионе и о нынешней ситуации с антитеррористической операцией (АТО) на юго-востоке Украины. Между делом Логвинов упомянул, что в 1988-1991 годах проходил службу в «горячих точках» Закавказья. Обратив на это внимание, решили подробнее расспросить боевого офицера о годах службы в нашем регионе, пишет Haqqin.az. Застать полковника едва удалось – он в очередной раз отправлялся в зону АТО.
– В интервью украинскому изданию вы заметили, что служили в Закавказье, а где именно?
– В 1988 году я служил в Забайкальском военном округе, в Чите. Когда 7 декабря в Армении произошло разрушительное землетрясение, то нас начали готовить для отправки в зону стихийного бедствия для ликвидации последствий и оказания помощи местному населению. Был сформирован батальон, в котором оказался и я. Добирались до Армении мы через Азербайджан и Грузию. Вот так я в декабре 1988 года и оказался в вашем регионе.
– А ведь тогда уже разгорался армяно-азербайджанский конфликт, связанный с Нагорным Карабахом. Как к советским военнослужащим относилось население Азербайджана?
– В целом, доброжелательно. Поначалу, конечно, с настороженностью, мол, зачем это мы едем в Армению, уж не помогать ли армянам против азербайджанцев? Поэтому было принято решение усилить охрану поезда. Однако когда узнавали, что едем всего лишь помочь населению после страшного землетрясения, настороженность азербайджанцев сменялась дружелюбием.
Так же доброжелательно к нам относилось и оставшееся еще в Армении немногочисленное азербайджанское население, проживавшее на границе с Грузией. Как сейчас помню одну особенность: на грузино-армянской границе по обе стороны проживало не армянское или грузинское, а преимущественно азербайджанское население, занимавшееся сельским хозяйством.
– Как вас приняли армяне?
– Сначала хорошо. А как же, ведь приехали к ним на помощь. Мы вытаскивали людей из-под завалов, оказывали первую помощь. Однако затем мы вдруг резко почувствовали враждебность к себе. Не знаю, почему это произошло. Может быть потому, что мы занялись и эвакуацией оставшихся там азербайджанцев.
А скорей всего потому, что мы стали свидетелями нападений вооруженных армянских боевиков из Ливана – фидаинов на мирное азербайджанское население. Были и убийства азербайджанцев. Я сопровождал эвакуировавшихся из Армении ваших соотечественников в Грузию, а оттуда – в Азербайджан. Помню, как вооруженные боевики окружали азербайджанские села и под дулами автоматов заставляли их покидать свои дома. Повторяю, что были и убийства. Мы все это видели и сами решили помочь людям, оказавшимся в такой опасности. Там ведь были и женщины, и дети, и старики. Мы на КаМАЗах перевозили их через грузинскую границу. Естественно, при сопровождении сталкивались не только с враждебностью местного армянского населения, возмущавшегося тем, что мы не даем в обиду азербайджанцев, но и агрессивностью вооруженных боевиков. Приходилось разъяснять, что мы не занимаем чью-либо сторону в конфликте, а лишь пытаемся не допустить кровопролития. В нас и камни бросали, нам и угрожали, и на постах армянская милиция чинила препятствия. У нас пытались отнять машины. Были и обстрелы военных городков – подъезжали боевики на «Нивах» и обстреливали. Пришлось в спешном порядке вывозить из Армении и свои семьи. В 1991 году, с распадом СССР, я покинул Армению.
– Сейчас вы занимаетесь мобилизацией в Запорожской области, а как обстоят в этом плане дела с проживающими там азербайджанцами?
– Нормально обстоят. Призываются ведь граждане вне зависимости от национальной принадлежности. И проживающие тут азербайджанцы – граждане Украины – также идут в армию для защиты своей второй Родины.
– Вы профессиональный военный, потому ваше мнение особенно ценно. Как долго, на ваш взгляд, будет длиться АТО на юго-востоке?
– У вас я видел, как два народа, до 1988 года жившие в дружбе и добрососедстве, стали воевать друг с другом. Никогда не думал, что нечто подобное произойдет и в моей Украине. К нам пришли агрессоры, захватившие Крым и юго-восток. Они что, думали, что мы поднимем руки и скажем милости просим? Такого никогда не будет.
Что же касается непосредственно вашего вопроса, то отвечу так: если бы не помощь России сепаратистам Донецка и Луганска, то украинской армии не составило бы особого труда навести в этих областях конституционный порядок. Но украинскую армию России не победить. Рано или поздно, но территориальная целостность Украины будет восстановлена и враг будет изгнан с нашей территории.