Эксклюзивное интервью с известным композитором, драматургом, заслуженным деятелем искусств Азербайджана Рухангиз Гасымовой:
– Прошло более двух месяцев со времени проведения последнего съезда композиторов Азербайджана. Чем занимались Вы и Ваши коллеги за это время. Вы не член правления Союза композиторов Азербайджана?
– Бог меня миловал. На мой век хватит общественной работы, которой я занималась в комсомольские годы. Я сняла свою кандидатуру на пост председателя Союза и не вхожу в правление Союза. Знаете, с возрастом человек обрастает профессиональными и семейными обязательствами. Особенно, если человек популярен благодаря частым появлениям на телеэкранах, он обязан всегда быть в тонусе, в хорошей форме. А это требует постоянного приложения физических усилий. Я не могу отказать незнакомым людям в общении со мной, к тому же я, как драматург и композитор, накапливаю в себе человеческие образы, виденные мною в этих общениях. Потом эти образы появляются в моих произведениях.
Мои дочь и сын живут вдали от Родины, и я не хочу отказывать себе в удовольствии ездить к детям. А работать спустя рукава, даже на общественной должности, я не могу. Наверное, сказывается старая советская школа.
– Можно ли Вас назвать активным членом Союза композиторов?
– Лучше назвать пассивным членом Союза композиторов. Но сейчас, особенно после летнего отдыха в Лондоне и во Франции, я полна сил и желания приложить свои усилия для оживления деятельности Союза композиторов.
Возвращаясь к вашему первому вопросу, с горечью отмечу, что благодаря обстоятельствам, о которых я вынуждена сказать, Союз композиторов не может исполнить все планы, задуманные новым руководством.
До появления посольства Турции в Азербайджане, то есть до 1992 года, Союз композиторов Азербайджана размещался в здании, ныне занятом под посольство этой страны. Это известное архитектурное здание, сбоку от бывшего сквера 26 бакинских комиссаров, рядом со зданием Союза писателей.
Здесь трудились гении – Кара Караев, Тофик Кулиев, Узеир Гаджибеков, Джахангир Джахангиров…какие имена! Там у нас был зал, где мы прослушивали произведения композиторов, встречались. В здании пульсировала музыкальная жизнь. Работали секции ашугской музыки, народного творчества. Там был Музфонд, который обеспечивал композиторов инструментами, путевками в Дома творчества. У нас был конференц-зал, мы устраивали вечера музыки. Мы узнавали и сообщали друг другу о том, что там-то и тогда-то проводятся музыкальные конкурсы, показы. Мы узнавали, что делается в музыкальном мире за рубежом и в родной стране. Мы привыкли приходить туда, как в свой дом.
В 1992 году Союз композиторов переселили туда, где Союз сейчас находится – в здание, большую часть которого занимает Дворец счастья. Здесь у нас только две комнаты, кабинет и два рояля. Ясно, что в таких условиях композиторам страны вместе не собраться, не творить, не проводить праздничные и другие мероприятия. Мы встречаемся на похоронах, когда прощаемся с друзьями. Без помещения не может быть сообщества 200 с лишним человек, не может быть клуба профессиональных музыкантов-композиторов.
Наконец, посольство Турции построило себе гигантский офисный комплекс на территории бывшего Сада пионеров, напротив Медицинского университета. Когда Союз композиторов выселяли из прежнего здания, нам сказали, что мы уходим временно. И теперь, когда посольство Турции получило свое здание, мы вправе ожидать, что Союз композиторов вернется в свое законное, историческое помещение.
Можно было бы провести социологический опрос на Бакинских улицах, с одним вопросом – вернуть ли Союз композиторов в здание, которое они столько лет занимали? Я уверена, что все выскажутся за то, чтобы Союз обитал в стенах, пропитанных азербайджанской музыкой, духом наших музыкальных классиков.
Но происходит совсем другое. Вместо того чтобы возвратить Союз в прежнее помещение, Союз композиторов вновь переселяют, в еще более неприспособленное и старое помещение, нуждающееся к тому же в ремонте. Нам говорят, что теперь Союз композиторов будет где-то рядом с Хореографическим училищем. Это значит, что нам станет попросту негде существовать.
Я уверена, что новый председатель Союза – талантливая, энергичная композитор Фирангиз Ализаде занимается этим вопросом. Не все приняли ее с распростертыми объятиями, для некоторых ее избрание на пост председателя было неприятной неожиданностью. Тем не менее, она полна энергии, замыслов и планов. Она с достоинством представляла азербайджанскую музыку на многих мировых площадках. Я думаю, что ее имя поможет Союзу композиторов самоутвердиться не только в республике, но и за ее пределами. Уверена, что Ализаде не останется в стороне от этой проблемы. Может, она не бьет в набат, как я. Наверное, она пишет официальные письма и ходит по инстанциям. И я знаю, что наше желание возвратиться в прежнее здание Союза поддерживается всеми членами Союза композиторов Азербайджана.