«Нагорно-карабахский конфликт продолжается уже 27 лет, а урегулирование этого конфликта длится 22 года. По сравнению с этим большим промежутком времени, эти два события и уступки очень малы. Но необходимо учесть, что Армения до сих пор не соглашалась даже на такие компромиссы. Если сейчас армянская сторона дала согласие, значит, она понимает безысходность положения».
Как передает AZE.az, последний визит сопредседателей МГ ОБСЕ в регион, вероятно, завершится конкретным результатом. Основание для таких предположений дают предпринимаемые армянской стороной шаги. Об этом сказал Trend директор Центра политических инноваций и технологий, политолог Мубариз Ахмедоглу.
По его словам, во время визита сопредседателей в Ереван заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян провел в Нагорном Карабахе совместное заседание рабочих групп комиссий Армении и Нагорного Карабаха по вопросам военнопленных, заложников и без вести пропавших.
«Армянская сторона не давала согласия на подготовку списка пропавших без вести по линии Международного комитета Красного Креста (МККК). Так как Армения заявила всему миру, что якобы азербайджанцы убили армян в Нагорном Карабахе. Подготовка списка пропавших без вести предусматривает обязательную эксгумацию тел, для чего в свою очередь требуется прибытие на эти территории представителей Азербайджана, которые в свое время жили здесь. Кладбища, на которых похоронены убитые армянами азербайджанцы, свидетельствовали бы против армян», – сказал Ахмедоглу.
Политолог отметил, что анализ ДНК докажет, что практически все погребенные на этих кладбищах – азербайджанцы.
«Анализ ДНК даст возможность определить даже имена и фамилии этих людей. Вопрос подготовки списка пропавших без вести по линии МККК был согласован на встрече президентов Азербайджана и Армении с участием главы Франции. В этой связи было распространено соответствующее заявление. По указанным причинам президент Армении Серж Саргсян не дал согласия на подготовку списка пропавших без вести по линии МККК. Тема подготовки этого списка была поднята сопредседателями, потому что до этого ими был поднят вопрос о посещении азербайджанцами и армянами могил своих родных на оккупированных территориях. Армения отказалась и от этого предложения», – сказал политолог.
По его словам, руководство Армении боялось того, чтобы в Нагорный Карабах прибыли азербайджанцы, которые здесь жили ранее. Если бы это произошло, среди армян Нагорного Карабаха возникла бы паника, отметил он.
«Новое молодое поколение проживающих здесь армян начало бы задавать вопросы: а что здесь делают азербайджанцы? Стало бы ясно, что истинными хозяевами Нагорного Карабаха являются азербайджанцы. Саргсян отверг это предложение из-за страха перед этими двумя факторами, а сопредседатели пошли ему навстречу и сузили суть этого предложения – выдвинули предложение о подготовке списка пропавших без вести. Затем президент Армении, узнав о вопросе ДНК, отказался и от этого предложения», – сказал Ахмедоглу.
Директор Центра отметил, что уже сейчас Саргсян понимает, что может пойти на большие уступки.
«Поэтому Саргсян, посчитав подготовку списка пропавших без вести незначительным вопросом, пошел на уступки. Тем самым он вновь показал, что является союзником США, так как автором этого предложения является именно Америка. США, достигнув такого соглашения с Саргсяном, сразу же снизили свою активность, наблюдаемую в последнее время. В США также понимают, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта сейчас не в интересах Америки. Кроме того, США в настоящее время хотят использовать Армению против России. Америка может попытаться привлечь к антироссийским действиям и Азербайджан. Именно поэтому США снизили свою активность», – сказал Ахмедоглу.
По его словам, другим компромиссом, на который пошел Саргсян, является согласие на возвращение Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева Азербайджану.
«Об этом проинформировал представителя МККК заместитель министра обороны Армении Давид Тоноян, будучи в Нагорном Карабахе. На самом деле, два этих события – небольшие. Нагорно-карабахский конфликт продолжается уже 27 лет, а урегулирование этого конфликта длится 22 года. По сравнению с этим большим промежутком времени, эти два события и уступки очень малы. Но необходимо учесть, что Армения до сих пор не соглашалась даже на такие компромиссы. Если сейчас армянская сторона дала согласие, значит, она понимает безысходность положения. Главная сила Армении в нагорно-карабахском урегулировании заключается в том, что она, объединившись с посредниками, не давала возможности начать процесс урегулирования. Нагорно-карабахское урегулирование напоминает детский шарик: вне зависимости от того, с какой стороны проткнуть этот шар иглой, он все равно взорвется и придет в негодное состояние. Поэтому с уверенностью можно сказать, что эти два небольших изменения могут привести к большим событиям в нагорно-карабахском урегулировании», – сказал Ахмедоглу.
Директор Центра отметил, что налицо то, что Америка тормозит последнюю активность в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
«Вполне возможно, что последние соглашения по вопросам подготовки списка без вести пропавших по линии МККК и возвращения Дильгама Аскерова и Шахбаза Гулиева будут достигнуты не в августе и сентябре, а октябре или ноябре. Сопредседатели в августе будут отдыхать, а в сентябре пройдет встреча президентов Азербайджана и Армении в рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. На встрече, возможно, будет подписан документ, который охватит вопросы урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе трех принципов Хельсинского заключительного акта и подготовки списка пропавших без вести», – сказал политолог.
По его словам, затем, предположительно в октябре или ноябре, начнется реализация этих двух вопросов.
«В любом случае США будут стараться, чтобы этот процесс продолжился до марта 2016 года. Именно тогда будет точно известно, каковы отношения между США и Ираном. Нынешняя позиция США в нагорно-карабахском урегулировании связана с Ираном. Активизация России в последнее время также связана со сближением США и Ирана. Снижение США активности в нынешний период не означает снижение активности Россией. Нужно учесть, что отказ Азербайджана от подписания Большого мирного соглашения невозможен. Кроме того, главной силой, меняющей позицию Армении, является азербайджанская армия, которая не снизит своей активности до освобождения последнего миллиметра оккупированных территорий», – сказал политолог.