Российская газета: азербайджанское ковроткачество – рукотворное чудо

Мастера Страны огней возвели ремесло ковроткачества в ранг высокого искусства. И сегодня азербайджанские женщины продолжают традиции национального ковроделия, пишет российское издание.

Как передает AZE.az, азербайджанские ковры испокон века славились своей красотой. В Лондонском музее Виктории и Альберта хранится один из самых знаменитых ковров в мире – «Шейх Сафи». Его площадь – 56 квадратных метров, Он был создан в XVI веке в Тебризе азербайджанскими мастерами по заказу шаха Тахмасиба и предназначался для Ардебильской мечети.

Об этом пишет «Тверская жизнь».

Заниматься ковроделием в этих краях начали еще в глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические исследования и памятники литературы. В каждом селе женщины сидели за ткацкими станками, создавая прекрасные, неповторимые узоры.

В них – то в виде сюжетных рисунков, в образах людей и животных, то в сложнейших орнаментах – отражались народное представление о красоте и гармонии мира, этические нормы существования, вечный круговорот природы, борьба добра со злом и жизни со смертью. А высочайшее качество и стойкость цвета обеспечивали ковровым изделиям натуральные красители, которые изготавливались из кожуры граната, листьев инжира, зеленых орехов, цветов и трав, пишет издание.

«Искусство азербайджанского ковроткачества очень рано стало известно в Европе. Дело в том, что по Стране огней, как называли эту землю, проходил Шелковый путь, который можно по праву назвать и ковровым тоже. Торговцы, путешественники приобретали ковры и увозили их в европейские города, а порой и расплачивались ими по дороге за другие товары. Люди запоминали, откуда был привезен тот или иной ковер, улавливали схожие сюжеты и мотивы, манеру работы ткача.

Так в мировую искусствоведческую лексику входили названия далеких сел и деревень, которые благодаря мастерству, художественному вкусу и гениальной одаренности своих порой безвестных ткачей давали имена различным стилям ковроделия. Ведь взгляд на мир не бывает одинаков, и каждый район Азербайджана славился своими самобытными, талантливыми мастерами.

Так из предмета быта ковер превратился в произведение народного искусства», -отмечает газета.

Уникальность азербайджанского ковра еще и в том, что им всегда занимались преимущественно женщины. И именно ковроткачество давало им возможность творческой самореализации, самовыражения. Они ткали не только ковры, но и различные изделия из ковровой ткани – сумку-хурджуны, переметную суму – хейба, своеобразный ковровый сундук – мафраши, дорожный мешок – чувал, высокие теплые чулки-джорабы, занавеси, которые согревали жилище и разделяли его пространство не хуже стен… Все это непременно входило в приданое азербайджанки, и изготовить их умела каждая девушка.

Позднее, уже в XIX веке, ковры, сотканные в Ширване, Губе, Гяндже, Казахе и других местах, стали пользоваться огромным успехом на самых престижных международных выставках и ярмарках в Париже, Вене, Берлине, Санкт-Петербурге.

В 1892 году в Вене был издан альбом, в который вошли лучшие образцы из различных коллекций ковров. Среди них было немало и азербайджанских, которые были отмечены золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. В это время творчество азербайджанских мастериц, стили и школы ковроделия этой страны начинают пристально изучать искусствоведы.

Искусство ковра и поныне живет и развивается в Азербайджане. И не случайно самый первый в мире музей ковров был основан именно здесь, в Баку, в 1967 году.

Сегодня Азербайджанский государственный музей ковра и народного прикладного искусства имени Лятифа Керимова проводит большую и кропотливую работу по пропаганде национального культурного наследия. Здесь хранятся ценнейшие исторические экспонаты из Губы, Габали, Ширвана, Казаха, Тебриза, Гянджи, Шеки и других городов и регионов – всего около миллиона малых и больших по размеру ковровых изделий.

Коллекция музея многократно и с огромным успехом демонстрировалась более чем в 50 странах мира.