Первые результаты проведенных по уголовному делу экспертиз оказались в пользу обвиняемых.
Как передает AZE.az, биологические экспертизы, проведенные в рамках дела об убийстве оппозиционера Бориса Немцова, не подтвердили вину обвиняемых в преступлении. Кроме того, следователям так и не удалось выйти на Руслана Геремеева, который должен был стать ключевым свидетелем, через сбор компромата на родственников чеченца.
Первые результаты проведенных по уголовному делу экспертиз оказались в пользу обвиняемых, сообщает "Коммерсант". Назначенная еще 19 марта судебно-биологическая экспертиза не обнаружила следов обвиняемых в автомобиле ZAZ Chance, который, по версии следствия, использовался преступниками при покушении на Немцова.
Это была судебно-биологическая экспертиза запаховых следов человека, основанная на ольфакторном методе исследования – регистрации запаха человека, отмечает издание. Специально натренированные собаки пытались учуять возможные следы обвиняемых на кусках обивки, вырезанных с сидений автомобиля, а также на рулевом колесе с установленными на нем кнопками и извлеченной рукоятке переключения передач. Но сходства запахов животные не обнаружили.
Другой же тест не подтвердил участия обвиняемых в тренировочных стрельбах, проводившихся в подмосковном лесу незадолго до убийства. В ходе этой экспертизы изучались вещдоки, изъятые в марте в лесу неподалеку от деревни Козино Одинцовского района.
Стоит напомнить, что вскоре после убийства Немцова следователи обнаружили в лесу неподалеку от деревни, где проживали трое обвиняемых – Хамзат Бахаев, а также братья Анзор и Шадид Губашевы, – импровизированный тир. В нем, судя по уликам, на банках и бутылках отрабатывались навыки стрельбы из боевых пистолетов. Следствие предположило, что на этом месте тренировались именно фигуранты дела.
В ходе экспертизы специалисты искали отпечатки пальцев обвиняемых либо следы их потожировых выделений на обнаруженных в лесу многочисленных гильзах, патроне, окурке сигареты, упаковке жевательной резинки и двух использованных одноразовых шприцах.
Тест, по данным источников газеты, снова дал отрицательный результат. Все вещдоки, за исключением одной гильзы со смазанным и непригодным для идентификации отпечатком пальца, оказались вообще чистыми от биологических следов. Эксперты решили, что оружием пользовались в перчатках.
Таким образом, у следствия по делу об убийстве Немцова оборвались сразу несколько перспективных направлений работы, отмечает издание.
Не увенчались успехом и попытки заставить разыскиваемого экс-командира батальона полка внутренних войск "Северный" Геремеева явиться к следствию, оказав давление на его родственников. Те, кто мог бы дать обличающие эту авторитетную чеченскую семью показания, на сотрудничество с сыщиками не пошли.
Подтолкнуть офицера к явке к следователю следователи пробовали с помощью сбора информации на его дядю – члена Совета федерации от Чечни Сулеймана Геремеева. Лишь бывшие банкиры Петр Чувилин и Герман Горбунцов согласились дать показания по делу об убийстве экс-депутата Госдумы Руслана Ямадаева осенью 2008 года и покушении на президента ОАО "Конверс групп" Александра Антонова весной 2009 года. По этому делу Сулейман Геремеев проходил ранее свидетелем. Однако, по словам экс-банкиров, они вообще не были знакомы с сенатором, поэтому дать на него какие-либо показания не могут.
Геремеев, по версии следствия, может быть организатором убийства. Главный фигурант дела Заур Дадаев поначалу говорил, что некто Русик предоставил ему автомобиль и оружие, а также пообещал заплатить за убийство оппозиционера, передает NewsRu.
Ранее в прессе появлялись сообщения, что Геремеев якобы уехал в Арабские Эмираты. СМИ также писали, что загадочным Русиком, который обещал исполнителям за ликвидацию Немцова 25 млн рублей, может оказаться не Геремеев, как считалось ранее, а житель Чечни Руслан Мухудинов, который, по одной из версий, был водителем Геремеева.
В начале июня СМИ сообщили, что Руслан Геремеев вместе с другими подозреваемыми запечатлен на видеозаписях, которые были сделаны в одном из московских аэропортов после убийства Немцова 28 февраля и 1 марта.
В начале июля домработница Геремеева по имени Зарема рассказала, что Русиком в компании чеченцев называли Руслана Мухудинова – водителя Геремеева.
Но днем позже защита Дадаева опровергла эти показания. "Дадаев называл Мухудинова так, как записано его имя по паспорту: Абдурахман. Также близкие друзья называли Мухудинова Черный. Чтобы его кто-то называл Русиком, Дадаев такого не знает. У нас была очная ставка с этой домработницей, она на очной ставке подтвердила, что мой подзащитный обращался к Мухудинову по имени Абдурахман и не называл его Русиком", – сообщил адвокат Шамсудин Цакаев. Защитник также рассказал, что Мухудинов не работал у Геремеева водителем. "У него не было водителя как такового, кто был свободен и мог подвезти, тот это и делал", – сказал защитник.
Кроме того, новый свидетель по делу – автодилер Артем Трапезин – опознал Дадаева и заявил, что именно он еще осенью прошлого года покупал автомобиль ZAZ Chance в салоне "АвтоСтайл" и попросил оформить машину на его якобы заболевшего брата по ксерокопии документов. На автомобиле именно этой марки, по версии следствия, приехал и уехал с места преступления убийца Немцова.
Теперь защита Геремеева считает, что после появления новых свидетелей по делу у следствия не осталось оснований для подозрений в адрес бывшего офицера чеченского батальона "Север". Новые свидетели появились после того, как в мае следственную группу по делу об убийстве вместо генерала Игоря Краснова возглавил Николай Тутевич. Тогда же стало известно еще об одном предполагаемом фигуранте – водителе Геремеева, Руслане Мухудинове, которого знакомые якобы называли Русиком.
В середине июля СМИ сообщили, что Геремеев может находиться в чеченском селе Беной-Ведено, население которого составляет около трех тысяч человек. При этом в Чечне по-прежнему находится поручение СК РФ о допросе ключевого свидетеля, но оно до сих пор не исполнено, сообщил источник. Местные правоохранители заявляют, что местонахождение Геремеева им неизвестно.
Бориса Немцова убили на Большом Москворецком мосту у стен Кремля поздно вечером 27 февраля 2015 года. В настоящее время по этому делу арестованы пять человек – Заур Дадаев, братья Анзор и Шадид Губашевы, Хамзат Бахаев и Тамерлан Эскерханов.
Считается, что стрелял в политика Дадаев, а Анзор Губашев подвозил и увозил убийцу с места преступления. Шаванов, предположительно, следил за политиком в день преступления. Дадаев и Шаванов были подчиненными Геремеева в батальоне "Север". Шаванов совершил самоподрыв при задержании в Грозном 7 марта.
Кроме того, в розыске по делу об убийстве Немцова находятся два человека – Руслан Геремеев и его предполагаемый водитель Абдурахман Мухудинов.