Политолог Фикрет Садыхов не исключил в перспективе полноправного членства Азербайджана в этой организации.
Как передает AZE.az, Турция намерена стать полноправным членом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Об этом в ходе визита в Китай сказал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Азербайджан обладает статусом партнера по диалогу ШОС. Соответствующие документы были подписаны главами государств-членов ШОС на заседании Совета организации 9-10 июля в Уфе (Россия).
О возможности полноправного членства Азербайджана в ШОС на фоне аналогичного стремления братской Турции, преимуществах сотрудничества с данной организацией и ее дальнейшей перспективе своим мнением со Sputnik поделился бывший дипломат, политолог Фикрет Садыхов.
– Турция заявила о намерении стать полноправным членом ШОС. Может ли Азербайджан, который уже имеет статус партнера по диалогу ШОС, последовать примеру Турции, и какие перспективы это для нас откроет?
– Нынешняя ситуация геополитического противостояния между Западом и Россией расширяет горизонты сотрудничества стран с самыми различными международными структурами. В этой связи неслучайно, что Турция стремится стать полноправным членом ШОС.
В ШОС нет доминирующей силы в лице того или иного государства. Наряду с Россией и Китаем, здесь представлены масса других стран, которые делают акцент на равноправное сотрудничество между собой в рамках этой международной структуры.
Турция давно заявляла о том, что она может стать членом этой организации.
Азербайджан же, выбравший партнерский формат сотрудничества с этой организацией, пока будет сотрудничать именно в рамках этого формата.
Для нас никакая страна, какой бы она братской и союзнической ни была, не является примером для подражания.
В рамках формата партнерского диалога нам еще предстоит протестировать возможности перспективного сотрудничества, изнутри почувствовать необходимость и целесообразность дальнейшего расширения взаимоотношения с этой структурой.
Если возникнет необходимость, и это будет отвечать нашим национальным интересам, позитивно скажется на наших дипломатических шагах и внешнеполитических приоритетах, думаю, в перспективе полноправное членство Азербайджана в ШОС исключать нельзя.
– Учитывая тот факт, что Турция остается активным членом НАТО, возможны ли разногласия между этой страной и другими членами ШОС? Какова будет реакция Запада на полноправное членство Турции в ШОС?
– Между членами ШОС и Турцией особых разногласий не будет. В то время, как Турция давно стремится стать членом Евросоюза, и ей чинят всевозможные препятствия на этом пути, в ШОС она быстрее найдет общий язык с членами этой структуры как евразийское государство.
Что касается западных стран и Европы, я думаю, там не будут в восторге от вступления Турции в Шанхайскую организацию сотрудничества. Здесь центр тяжести будет перетягивать, и при всех попытках Турции сохранить баланс между Западом и Востоком, ей придется учитывать интересы членов ШОС, и это не всегда будет позитивно восприниматься со стороны западных стран, и в частности США.
В любом случае Турция сама выбирает свои направления и приоритеты, и в конечном итоге, в той сложной ситуации, в которой оказалась Турция, она делает акценты на сотрудничество с теми структурами, которые отвечают интересам и соответствуют внешнеполитическим ориентирам государства.
– Как Вы расцениваете перспективу превращения ШОС в аналог ОБСЕ в Азии? Насколько эффективна будет ШОС в данном качестве?
– ШОС – серьезная структура, которая состоит из очень важных, ключевых азиатских стран-игроков. Конечно, у нее будут свои принципы, задачи и цели в сфере социально-экономического, политического и, возможно, военного сотрудничества, но она не будет копией какой-либо международной европейской структуры.
Даже европейские структуры отличаются друг от друга. Допустим, ОБСЕ, Совет Европы, Евросоюз, при том, что они являются европейскими международными структурами, имеют разные приоритеты, цели и задачи.
Думаю, что ШОС, объединяющая значительное число государств, причем государств, которые по численности населения превосходят очень многие европейские страны, может оказывать достаточно сильное влияние на ситуацию в международных отношениях, в мировой политике.
Становиться клоном какой-то международной структуры ШОС не будет. У стран, которые входят в данную организацию совершенно иные взгляды и на внутриполитическое развитие, и на реализацию внешней политики, и на межгосударственные отношения, и на роль и участие в мировой политике.